Наглядность и компьютерные технологии

Страница 1

Во времена Коменского «наилучшими инструментами развития природных дарований» были книги. Сейчас на роль «наилучшего инструмента» начинает претендовать компьютер, в том числе в качестве средства обеспечения дидактической наглядности.

Очевидно, с появлением компьютеров обучение стало более наглядным. Преподаватель может использовать различные новые средства наглядно-демонстрационного метода обучения: на экране компьютера реальные объекты нетрудно заменить их моделями. С помощью программ компьютерной графики можно создавать плакаты, схемы, рисунки, чертежи, видеоматериалы, слайды и другую технологическую документацию. Для реализации принципа наглядности на практике широко применяются компьютерные (информационные) технологии обучения, которые дают возможность преподавателю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.

Сочетание принципа наглядности обучения с компьютерными технологиями:

-позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала;

-значительно расширяет возможности включения различных упражнений в процесс обучения;

-оживляет процесс обучения и способствует повышению его динамизма;

-формирует положительное отношение учеников к изучаемому материалу.

Сегодня в помощь образованию приходят разные компьютерные технологии создания и применения наглядных материалов:

-технология мультимедиа позволяет соединить в единое целое различные формы представления информации: текст, голос, музыку, графику, иллюстрации, видео и т.д.; так как эффективность обучения напрямую зависит от степени активизации всех органов чувств (чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается), в мультимедиа обучении используется принцип виртуализации образования;

-технологии CD-ROM, CD-RW и DVD позволяют создавать огромные информационные банки визуальной и акустической информации на компактных и надежных носителях (на одном диске CD-ROM помещается многотомная энциклопедия с десятками тысяч статей, тысячами иллюстраций, сотнями фрагментов звукозаписи, видео и анимации);

-телекоммуникационные технологии предоставляют в распоряжение учителя безграничные информационные ресурсы планеты;

-поисковые технологии и системы управления базами данных позволяют эффективно ориентироваться в этих ресурсах и быстро находить необходимые материалы;

-проекционные технологии избавляют учеников от необходимости сидеть у экрана компьютера, перенося его изображение (в том числе и динамическое) на большой настенный экран;

-технологии допечатной подготовки предоставляют каждому желающему мощный и удобный инструментарий создания и содержательного наполнения композиции, изготовления макетов учебных пособий, альбомов, книг, вспомогательных наглядных материалов.

Все это впечатляет, но в то же время, как показывает практика, часто мешает адекватной оценке новых средств с точки зрения дидактики, особенно на начальном этапе знакомства с новыми технологиями.

Происходит расширение возможностей в реализации принципа наглядности на основе современных информационно-технических средств, что часто создаёт иллюзию полного решения проблемы наглядности техническими средствами, вызывает не оправданное увлечение формой предъявления материала во вред содержанию и целям обучения. Эти явления находят отражение в педагогической практике и отрицательно сказываются на эффективности всего педагогического процесса.

С помощью эффектной, многогранной подачи учебного материала учитель успешно концентрирует их внимание на средстве наглядности. Когда решается общеобразовательная задача обогащения чувственного опыта детей, расширения их кругозора, то никаких проблем не возникает. Однако, как правило, средства наглядности применяются в контексте совсем другой педагогической задачи - не просто познакомить учеников с объектами и процессами действительности, а раскрыть сущность этих объектов, выявить законы, которым подчиняется развитие процессов. В этом случае концентрация внимания на внешних, случайных, не имеющих существенного значения особенностях наглядного материала только мешает исполнению дидактической задачи.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Виды арифметических задач
Все арифметические задачи по числу действий, выполняемых для их решения, делятся на простые и составные. Задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие, называется простой. Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий называется составной. Простые задач ...

Основные этапы изучения понятия в школе
В литературе выделяют три основных этапа изучения понятий в школе: При введении понятия используется один из трёх вышеизложенных способов. Во время данного этапа нужно учесть следующее: Прежде всего, необходимо обеспечить мотивацию введения данного понятия. При построении системы задач на подведени ...

Экскурсия как особая форма урока
Экскурсия - поездка (коллективная или индивидуальная) куда-нибудь с образовательной или увеселительной целью. Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия – это психологически грамотное средство формирования пон ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru