Одаренный ребенок в семье

Страница 4

В данном сообщении я не ставила перед собой задачу подробно анализировать результат действия нарушений детско-родительских отношений на психическое здоровье вундеркиндов. Здесь я только отмечу, что, на мой взгляд, имеет место три рода психологических реакций и формирований у детей. В первом случае ребенок остается нечувствительным к психологическим конфликтам семьи. Он эмоционально не включен, аутичен, поглощен своим богатым внутренним миром. Во втором случае имеет место формирование тревожно-мнительных черт характера, неуверенности в своих силах, страх неуспеха, заниженная самооценка и, наконец, пассивность в учебе. Третий тип реагирования — противоположенный. Это завышенная самооценка, самолюбование, горделивость, повышенная тяга получать подтверждение собственной значимости. Все эти типы реакций имеют, с моей точки зрения, единый корень — дефицит естественных эмоциональных отношений с родителями.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что современная массовая школа в настоящее время оказалась неготовой к эффективной социализации особо одаренных детей. Для их успешного обучения, как временная мера, может оказаться эффективным создание малых групп с индивидуальной обучающей программой. В соответствии с личностными особенностями дети-вундеркинды нуждаются не только в постоянной педагогической, но и в психологической поддержке. При этом, по-видимому, оптимальным может стать трансформация учебной группы в группу учебно-психотерапевтическую, которая могла бы решать ряд задач по психологической и социальной адаптации и реабилитации детей. При этом, учитывая полученные мной знания, могу с уверенностью сказать, что оптимальной формой работы такой группы может стать система, в которой активную роль, как участники, играют родители.

Одаренный ребенок в семье – ее гордость. Но чаще всего одаренность ребенка в семье остается незамеченной. Тесты в условиях семьи для диагностики способностей не могу быть применены, т.к. родители к этому не подготовлены. В своей работе я представила некоторые из них. (Пр. 1, 2 и 3) Более надежными средствами диагностики способностей служат такие проверенные методы, как наблюдение и эксперимент. С их помощью можно изучить личность в ее сложности и многообразии проявлений, установить связь способностей с другими свойствами личности.

Наблюдать за развитием ребенка (физическим и психическим) надо, начиная с дошкольного возраста. В особенности важно обратить внимание на то, что больше всего привлекает ребенка, каковы его склонности, какие успехи он проявляет в той или иной деятельности. Важно изучить путем наблюдения особенности видения мира ребенком, как он мыслит и фантазирует (сочиняет), в каком мире он изобретателен, инициативен, умеет организовывать и исполнять поручения. Если родители видят, что рисунки их детей отличаются колоритом (сочетанием красок), оригинальной композицией, правильной передачей впечатлений от действительности (наблюдений), то все это говорит об изобретательских способностях. Если ребенок сочиняет стихи или пишет прозой (при этом слова хорошо рисуют образы, интересен сюжет и оригинальны наблюдения), то это свидетельствует о литературных способностях.

Именно родители чаще всего отмечают одаренного ребенка, хотя это не всегда легко сделать, т.к. не существует какого-то стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Родители чаще всего отмечают у таких детей раннюю речь, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета или чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство ("Она задает миллион вопросов обо всем на свете!") и цепкую память ("Он все запоминает в таких деталях!"). Эти последние способности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием ("Он все на лету схватывает!") и воображением ("Он играет с воображаемыми друзьями" или "Она рассказывает мне такие фантастические истории"), в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать или считать) не следует переоценивать.

Чаще всего одаренность ребенка остается незамеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Это же наблюдается в семьях, где все дети отличаются способностями, родители, как правило, воспринимают их как обычных детей. Особенно часто не замечается раннее развитие ребенка в рабочих семьях, где родители не получили должного образования. Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя заметить раннее развитие таких детей.

Многие родители заявляют: "Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком — таким, как все". Или, в ответ на вопрос: "Каково вам воспитывать одаренного ребенка?" — они отвечают, что все было прекрасно до тех пор, пока в школе ребенку не приклеили ярлык одаренного и не сообщили об этом родителям. Ребенок остался тем же, но родительское восприятие изменилось: родители начинают нервничать, задаваться вопросом: "А так ли мы выполняем свои обязанности по отношению к ребенку?" В таких случаях напряжение может вытеснить радость из семейных отношений. Существует также вероятность, что самовосприятие ребенка будет изменено ярлыком одаренности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Современные представления о связной речи в лингвистической и методической литературе
Проблема развития речи является центральной в обучении детей. Успешность обучения в школе, дальнейшее развитие учащихся в значительной мере зависит от уровня овладения ими связной монологической речью. Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основополагающие положения ...

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Восприятие детей младшего школьного возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, приобретают дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходства музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по ...

Статистический анализ полученных результатов
В исследовании приняли участие три группы испытуемых, как указывалось выше: 1 группа – Таллиинская центральная гимназия (tkvg). 2 группа – Лаагнаская гимназия, подразделяется на две группы тестируемых: (lg; lg-1, lg-2). 3 группа – Каллаверская средняя школа (kkk). Ниже в таблицах 1–3 представлены о ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru