Методика обучения сочинению-повествованию

Статьи по педагогике » Обучение школьников сочинению-повествованию » Методика обучения сочинению-повествованию

Страница 2

Работа на уроке построена таким образом, что сначала на примере текста-образца ученики определяют, чем руководствуется соавтор художника, составляя рассказ по сюжетным рисункам, а затем применяют полученные знания, работая над другой серией рисунков.

Цели такого урока:

подготовить учащихся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа;

повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера, дать понятие о композиции рассказа;

активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке: соавтор, экспозиция, композиция, кульминация;

способствовать формированию любви к слову и интереса к творческому труду писателя.

В качестве предварительных упражнений творческого характера могут быть использованы следующие упражнения: составление диалога по сюжетным картинкам; редактирование текстов; составление рассказов по опорным словосочетаниям на основе сюжетных рисунков и др.

Итак, пятиклассникам зачитывается текст образец, на его основе в процессе анализа совместно с учениками составляется памятка соавтора:

Памятка авторам рассказов (соавторам художников).

1. Внимательно рассмотрите рисунки, обдумайте тему и основную мысль своего рассказа. Помните о том, что вы соавторы художника: вы озвучиваете то, что нарисовано на картинке.

2. Как соавторы вы имеете право на художественный вымысел: можно домысливать то, что было до момента, изображенного на картинке, что произойдет после того, как сюжет на картинках окажется исчерпанным.

3. Вам не нужно описывать абсолютно все, что изображено художником на картинке. Ваше дело – рассказать о событии картинки.

4. Вы несете ответственность за качество своего рассказа. Перечитайте вслух написанный рассказ, отредактируйте его самостоятельно.

5. Позаботьтесь о своих читателях, постарайтесь написать так, чтобы читать ваш рассказ было интересно.

Теперь ребятам предлагается сюжетный рисунок для составления собственного рассказа.

Далее следует работа над типом речи сочинения.

Какой тип речи характерен для данного рассказа?

Почему именно повествование?

Какова композиция (построение) рассказа?

Найдите в рассказе эти части и разделите его в соответствии с его композицией на абзацы.

Какие вопросы можно задать к этому тексту?

Каковы грамматические особенности рассказа?

Работа над темой и основной мыслью сочинения.

Как вы думаете, о чем нам рассказали рисунки?

Какой общий заголовок можно подобрать к рисункам исходя из определенной нами темы?

Какой общей мыслью объединены рисунки?

Можно ли подобрать заголовок, который отражал бы основную мысль рисунков (можно вспомнить и подходящую к данному случаю пословицу)?

Давайте выберем заголовок из тех вариантов, которые вы предлагали.

Составление плана.

Учитель меняет рисунки местами. Видна ли последовательность действий, если расположить рисунки вразброс?

Переставьте рисунки так, чтобы прослеживалась последовательность действий.

Какой композиционной части повествования соответствует каждый рисунок?

Попробуйте озаглавить рисунки.

Что получилось в результате?

По этому плану вы будете писать сочинение, но сначала вспомним основные правила составления рассказов.

Собирание материала по рисункам, работа над языком рассказа.

Какое правило памятки мы уже выполнили?

Мы сказали о том, что как соавторы мы имеем право на вымысел.

Что могло предшествовать событию, изображенному автором на рисунке?

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Классификация и происхождение глухонемоты
Еще во времена Аристотеля глухонемоту разделяли на врожденную и приобретенную. По мере накопления новых данных выяснилось, однако, что такого рода классификация недостаточна. В настоящее время имеется множество предложений для классификации глухонемоты, но ни одно из них не является ни общепризнанн ...

Структура ИСПД школьника
Индивидуальный стиль органически связан с понятием «деятельность»: с одной стороны, он ее характеризует, а с другой, познавательный стиль возникает и формируется именно в процессе деятельности. Целостная структура человеческой деятельности состоит из следующего набора компонентов: 1) ориентация, ан ...

Практические рекомендации по реабилитации и профилактике профессиональных деструкций личности
Возможные пути профессиональной реабилитации педагога: 1. Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной, аутокомпетентности) - способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений, ориентироваться в социальных ситуац ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru