Работоспособность первоклассников

Статьи по педагогике » Работоспособность первоклассников

Страница 6

Недостаточная двигательная активность, которую специалисты называют гиподинамией, отрицательно сказывается на здоровье школьников, снижает сопротивляемость утомлению, работоспособность, а значит, увеличивает риск возникновения школьных проблем.

К сожалению, пока в школе есть все факторы риска: стрессовая тактика и прежде всего стресс ограничения времени, интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, нерациональная организация учебного процесса. Они действуют комплексно, системно, непрерывно и длительно. Именно эти факторы создают условия для возникновения школьных трудностей, усиливают и углубляют те проблемы, которые связаны с функциональным развитием ребенка

В начале работы происходят постепенное повышение показателей умственной работоспособности, вырабатывание, приспособление к деятельности.

Затем наступает период оптимума, потом появляются первые признаки утомления – снижение внимания, темпа работы, двигательное беспокойство. Это то, что можно заметить. В то же время повышается напряжение некоторых физиологических функций. Это не видно «на глаз», но функциональная «цена» работы возрастает, однако усилием воли еще можно продолжить работу. Если в этот момент не отрегулировать величину нагрузки, если продолжить работу с той же интенсивностью, то наступает утомление и резко упадет работоспособность. Это общая схема, но если внимательно разобраться в изменениях работоспособности в течение каждого урока, дня недели и учебного года, мы найдем все эти периоды. Урок: первые 3-5 мин - врабатывание. Но этот период можно сократить, если сразу же создать ситуацию интереса, игры, сконцентрировать и привлечь внимание детей к предстоящей работе. Затем оптимум, период самой высокой работоспособности. Он продолжается 10-15 мин, но этот период можно удлинить. Если чередовать виды деятельности, поддерживая интерес, высокую мотивацию. В то же время необходимо помнить, что высокая интенсивность даже очень интересной и разнообразной работы не может продолжаться не более 20 мин. Далее наступает следующий период – компенсаторная перестройка. Пора дать детям передохнуть, отвлечься. Это может быть физкультминутка с веселой песенкой, а может быть… «Иногда, видя, что дети устали… я предлагал им опустить головы на парты, устроиться поудобнее, закрыть глаза и послушать сказку. А сказку, забавную и умную, о «мальчике с пальчик» я рассказывал убаюкивающе, шепотом. Наступала тишина… После такого пятиминутного отдыха дети быстро восстанавливали силы и мы с прежними интересом и весельем продолжали урок» (Ш.А. Амонашвили). Обеспеченно еще 5-10 мин эффективной работы, и, кроме того, к концу урока не будет очень резкого спада работоспособности: ведь в течение дня у ребенка как минимум 4 урока.

Условия работы первоклассников без утомления

Рациональное переключение с одного вида деятельности на другой.

Создание «положительного» эмоционального фона.

Режим дня, его соблюдение.

Массаж для пальцев

Цель: развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

Дети соединяют поочередно мизинцы, потом безымянные пальцы и так далее до больших пальцев подсчет: «1,2, 3, 4, 5».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Педагогические взгляды П.П. Чистякова
Особенности художественной школы рисования П. П. Чистякова. П. П. Чистяков считал, что Академия художеств времени его преподавания (1872—1892) нуждается в реформе и новых методах работы с воспитанниками, необходимо усовершенствовать методику преподавания рисунка, живописи, композиции. С 1871 года Ч ...

Виды труда
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает нав ...

Методика формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности, уважения к воспитателям, осознанного стремления порадов ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru