Среду, в которой растёт и развивается ребёнок, создают, конечно, взрослые. Её важнейшей составляющей является общение взрослого с ребёнком и складывающиеся при этом стереотипы их отношений. Ясно, что среда может быть разной из-за различий в отношениях между взрослыми и детьми. Психологи пришли к выводу, что личность ребёнка развивается благоприятно, если отношение взрослых, окружающих его, содержит в себе определённые характеристики. Вот они.
Прежде всего, это принятие. Принимать ребёнка – значит видеть его индивидуальность и непохожесть на других, предоставить ему право быть таким, каков он есть. Принятие предполагает положительное восприятие уникальности ребёнка, при котором отсутствует негативное оценивание его личности.
Родителям очень трудно удержаться от эмоциональных замечаний в адрес ребёнка, когда он проявляет себя не так, как им хотелось бы. Большинство родителей полагают, что именно в этом заключается воспитание. Но подумаем, что происходит здесь на самом деле.
Во-первых, замечания, одёргивания и унизительные реплики практически никогда не воспринимаются детьми как справедливые и чаще вызывают чувство протеста, обиды, разочарования, то есть несогласие. А это - основа для развития дисгармоничных отношений.
Во-вторых, оценивание ребёнка со стороны взрослого направляет развитие его собственной самооценки. Иными словами, как мы оцениваем детей, так они начинают оценивать сами себя, и, в конце концов, такими они и становятся. Есть формула не «люблю тебя, потому что ты хороший», а «люблю тебя, потому что ты есть, люблю таким, какой ты есть».
Принятие, однако, не исключает возможности негативного оценивания отдельных поступков ребёнка. Важно, чтобы эту оценку ребёнок получал от любящего, принимающего родителя.
Отношение к ребёнку, противоположное принятию, называется отвержением. Отвергающие родители фиксируются на недостатках ребёнка, его неуспехах, промахах; он растёт в условиях частых порицаний, критики, наказаний. Как следствие этого, у ребёнка не развивается чувство защищённости, опоры, которое дают детям принимающие родители. В ситуации затруднения такой ребёнок не будет искать помощи у близких взрослых, потому что его опыт содержит память о порицаниях и суждении.
Неблагоприятным также является такое отношение взрослых к ребёнку, в котором проявления принятия чередуются с демонстрацией отвержения. В одних ситуациях родители проявляют внимание и расположенность, в других – наказывают, унижают и порицают ребёнка. Это непоследовательный, маятникообразный стиль общения, часто приводящий к возникновению невротической детской привязанности к родителям.
Таким образом, принятие является основной характеристикой отношения взрослых к ребёнку, при котором создаётся наиболее благоприятный фон его взросления. Второй важной составляющей родительского отношения является независимость ребёнка, точнее – предоставление ему разумной свободы и самостоятельности. Свобода ребёнка в семье, его относительная автономность имеет разнообразные проявления: это и право на собственную точку зрения, отличающуюся от взрослой, и выбор поступков, друзей, игр, занятий. Важно, чтобы это была ответственная свобода, подразумевающая осознание ребёнком последствий своих действий и готовность их принять. Важно, чтобы запретов было не слишком много, так же как и разрешаться ребёнку должно не всё.
Обе названные характеристики родительского отношения к ребёнку – принятие и независимость – основываются на одной важной личностной установке родителей - оптимистической вере в развитие и совершенствование ребёнка. Главное, что могут сделать родители для своего ребёнка, - это любить его, помогать ему искать и находить себя. В этом вопросе и школа не останется в стороне.
Информация о ообразовании:
Методика работы по формированию
слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
На протяжении всего периода работы следует учитывать, что формирование слоговой структуры слова ведется по двум направлениям: — развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура; — постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова. С ...
Самостоятельное творчество как переосмысление детьми литературы,
используемой в патриотическом воспитании дошкольников
Восприятие старшего дошкольного возраста таково, что всякое яркое впечатление вызывает у них немедленное стремление к творчеству. Дети не могут отложить игру или рисование на завтра, потому что вдохновение пришло сейчас. Наша практика показала, что после прослушивания литературного произведения и п ...
Мотивы получения образования педагога-психолога
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мот ...