Особенности словообразовательной деятельности детей с общим недоразвитием речи

Страница 6

Материал Пособия состоит из листов с заданиями, предназначенных как для индивидуальной работы ребенка, так и совместной работы с учителем-логопедом и всей группой детей. Текст заданий читает ребенку взрослый, в конце второго года обучения ребенок может их прочитать самостоятельно.

В Пособии предусмотрено постепенное увеличение объема и усложнение заданий. Так, например, ребенку предоставляется возможность сначала собрать разрезную картинку из 4-х, 5-ти и затем более частей.

Важно, что Пособие позволяет:

моделировать проблемные ситуации, которые ребенок может решить либо самостоятельно, либо в ходе совместной работы;

Например, в серии заданий ребенку необходимо разместить птиц (Пособие "Птицы") по заданной инструкции: "Посади всех сорок на ветки дерева, воробьев - под деревом, дятлов - на стволе дерева". В этом задании отрабатываются пространственные ориентировки, употребление предлогов НА, ПОД, уточняются представления о многообразии птиц и т.п.

отрабатывать употребление грамматических категорий (в частности, употребление предлогов). Например, "Рассели птиц", "Составь предложение";

формировать навык построения предложений разной синтаксической конструкции. Например, "Придумай предложение" - Дятел стучит по дереву. Птицы прилетели к кормушке и т.п.; "Составь рассказ" - уточнять экологические представления о фауне и флоре Земли;

формировать навык словоизменения, в том числе падежные конструкции, сообразно этапам и последовательности его формирования. Например, игры-задания: "Чего не хватает?" или "Кто без чего?" - сорока без хвоста, сова без крыльев, синица без клюва; "Посчитай-ка" - один филин, два филина, три филина, пять дятлов, пять воробьев; "Игра огород" - Я посадил огурцы - винительный падеж, Я посадил много огурцов - родительный падеж, Я выкапывал картошку лопатой - творительный падеж и т.п.;

развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, классификация. Например, "Четвертый лишний": страус, ворона, воробей, дятел и т.п.;

Таким образом, настоящее Пособие позволяет решать коррекционные задачи обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Остановимся для примера на последовательности материала в Пособии по формированию словообразовательного навыка.

Коррекционно-развивающая работа, направленная на формирование словообразовательного навыка у детей выделенной группы, предполагает определенную этапность (3 этапа) и последовательность.

1 этап.

Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.

(см. Приложение 5)

Существительные: образование уменьшительно - ласкательных существительных с суффиксами: - К - , - ИК - , - ЧИК-.

Глаголы:

дифференциация совершенного и несовершенного вида;

возвратных и невозвратных глаголов

Прилагательные: образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ИН-.

II этап.

Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.

(см. Приложение 6)

Существительные:

уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: - ОНЬК, - ЕНЬК-, - ЫШЕК-, - ЫШК-;

образование существительных с суффиксом -НИЦ-;

образование существительных с суффиксом - ИНК - (пылинка), с суффиксом -ИН - (виноградина).

Глаголы:

глаголы с приставками В-, ВЫ-, НА-, ВЫ-;

глаголы пространственного значения с приставкой ПРИ-;

Прилагательные:

притяжательные прилагательные с суффиксом - И - без чередования (лисий);

относительные прилагательные с суффиксами - Н-, - АН-, - ЯН-, - ЕНН-;

качественные прилагательные с суффиксами - Н-, - ИВ-, ЧИВ-, - ЛИВ-;

III этап.

Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей

(см. Приложение 7)

Существительные: образование названий профессий

Глаголы: глаголы пространственного значения с приставками С-, У-, ПОД-, ОТ-, ЗА-, ПОД-, ПЕРЕ-, ДО-;

Прилагательные:

притяжательные прилагательные с суффиксом - И - чередованием (волчий);

относительные прилагательные с суффиксами - АН-, - ЯН-, - ЕНН-;

качественные прилагательные с суффиксами - ОВАТ-, - ЕНЬК-.

Содержание коррекционно-развивающей работы по формированию навыка словообразования предполагает:

Формирование словообразования существительных

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Информация о ообразовании:

Исторические аспекты становления социальной информатики
В 80-х годах XX века возникло новое научное направление – «Социальная информатика». Это направление выросло на стыке нескольких научных дисциплин: информатики, социологии, психологии и философии. В то же время социальная информатика является предметной областью информатики как фундаментальной науки ...

Кризис института семьи и брака
Развод - это расторжение брака при жизни обоих супругов в органах записи актов гражданского состояния или, в особо предусмотренных законодательством случаях, по решению суда. Развод производится по заявлению одного, или обоих, или по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. Зако ...

Изменение роли школы в условиях модернизации образования
Инновационная деятельность современной сельской школы определяет не только культурную среду образовательного учреждения, но и способствует развитию культурной среды сельской семьи, других социальных институтов – библиотеки, клуба, музея. Очевиден тот факт, что в современных условиях сельская школа ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru