Основные компоненты логики подготовительного этапа

Статьи по педагогике » Подготовительный этап педагогического исследования » Основные компоненты логики подготовительного этапа

Страница 1

Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. «Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления», – цитирует В.М. Полонского В.А. Сластенин в книге «Педагогика» .

Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе. Прикладные исследования – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

В.И. Загвязинский, Р. Атаханов выделяют три этапа конструирования логики исследования: постановочный (подготовительный), собственно-исследовательский, оформительско-внедренческий,

Общую схему научного исследования можно представить следующим образом:

1) Подготовительный этап служит для определения основных позиций по заданной теме, для которого используются различные варианты. Подготовительный этап является необходимым компонентом для органичного и логичного построения работы:

· Осознание практических затруднений, предварительное изучение литературы

· Обоснование темы и проблемы

· Определение объекта и предмета

· Формирование целей и задач

· Установление исходных фактов и теоретических положений

· Определение потребного результата

· Прогнозирование будущего

· Выдвижение ведущей идеи, замысла и гипотезы

· Разработка программы исследовательских действий по проверке гипотезы

· Разработка инструментария (анкеты, тесты и др.)

· Разработка (выбор) носителей нововведения (программ, пособий т.д.)

· Определение критериев успешности и факторов риска.

2) Собственно исследовательский этап:

· выбор методов исследования;

· описание процесса исследования (проверка гипотезы – конструирование предварительных выводов – анализ предварительных выводов, их уточнение, апробирование, обобщение – построение заключительного вывода).

3) Оформительско-внедренческий этап:

· апробация (обсуждение выводов, представление их научному сообществу);

· оформление работы;

· внедрение результатов в практику.

В логике педагогического исследования понимают последовательность и взаимосвязь составных элементов исследовательской работы. Так, научно-исследовательскую работу, по мнению З.Н. Курлянд, всегда начинают с выбора объектного пространства исследования. Выбор объектного пространства определяется такими объективными факторами, как актуальность, новизна и перспективность, а также субъективными факторами: образованием, жизненным опытом, наклонностями, интересами, способностями, складом ума исследователя, характером его профессиональной деятельности и т.д. Выбором объектного пространства является определение исследовательской проблемы и темы исследования. При этом тема содержать проблему.

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий специального изучения и положительного решения, то есть это то, что не известно в науке. Проблема – это мостик между известным и неизвестным, («знание о незнании»), т.е. противоречивая ситуация, которая имеет вид противоположных позиций во время объяснения каких-либо явлений, объектов, процессов, что требует адекватной теории для ее конструктивного решения. В отличие от ответа на вопрос, решение проблемы не содержится в научном знании, что уже существует, и поэтому не может быть взят путем простого преобразования имеющейся научной информации.

Суть проблемы – противоречия. В современной педагогике раскрыто множество противоречий, но нет их единой классификации. В.Н. Рыжов в курсе лекций по основам учебно-исследовательской деятельности выделяет следующие группы противоречий:

· Между знанием и незнанием. Здесь часто имеет место не только отсутствие знаний у одной части учащихся, но и нежелание приобретать новые знания.

· Между реальными и необходимыми учебными возможностями учащихся. Например, с позиций развивающего обучения здесь следует иметь в виду множество различных показателей, которые могут быть объектом исследования. Это, во-первых, характеристики общеучебных и специальных умений: скорость чтения, быстрота письма, темп вычислений и др. Во-вторых, показатели воспитанности: доброта, отзывчивость, обязательность, авторитетность, сформированность нравственного идеала и др. В-третьих, показатели развития психики: объём памяти, устойчивость внимания, нешаблонность мышления, умение обобщать и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Особенности работы с неговорящими детьми
Основная задача в самом начале коррекционной работы — вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи. Этот этап предназначается для логопедической работы с неговорящими детьми. По мнению Н.С. Жуковой, уровни понимания речи у дете ...

Воспитание и его место вструктуре образовательного процесса
Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие ...

Признаки коллектива
коллектив школьник воспитание психологический Коллектив рассматривается как качественно высокая ступень развития контактной группы, как чрезвычайно сложная динамическая система. Выявлены следующие системообразующие признаки: Организационное единство группы – это оптимальная организация членов групп ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru