Обзор известных эвристических приемов

Страница 3

─ включение в деятельность,

─ введение дополнительных элементов или отношений,

─ деление задачи на части,

─ выделение доминирующих целей,

─ подведение под логические категории,

─ подведение под диалектические категории,

─ резонанс,

─ замена терминов определениями,

─ выдвижение противоположных гипотез,

─ анализ оснований гипотез,

─ оценка достоинств и недостатков гипотез,

─ перерыв в решении задач, отдых,

─ параллельное решение нескольких задач,

─ вживание в образ явлений задачи,

─ регуляция уровня уверенности в себе,

─ движение от общих идей к частным,

─ символическая запись условий,

─ определение области и поиска неизвестного.

Таким образом, действительно различных по содержанию приемов всего насчитывается немногим более тридцати. В связи с этим снимаются опасения в существовании необозримого количества эвристических приемов (до 200 согласно подсчетам некоторых исследователей).

Если далее провести систематизацию разных приемов, объединить их по содержанию в более общие группы, то можно получить вполне операциональную систему эвристических приемов для обучения решению задач.

Итак, содержательно различными являются тридцать с лишним приемов. Они могут быть даже объединены в семейства. Приемы имеют состав операций и познавательный результат осуществления (обобщение, включение в структуру, моделирование и тому подобное). Соответственно, приемы могут отличаться только по составу операций, или только по результату, или по тому и другому одновременно. Приемы, сходные по результату при различных операциях, образуют семейство приемов. Объединение приемов в семейства является полезным. Это позволяет систематизировать приемы и дает возможность лучше понять их особенности и связи, а также уменьшает поле выбора приемов. Объединение приемов в семейства также не упускает представительство каждого семейства в выбираемой системе приемов для обучения решению задач.

Анализ выделенных 32 различных приемов приводит к установлению следующих 11 семейств приемов:

Анализ условий задачи, анализ данных, анализ требований, анализ конфликта.

Доопределения, развертывание определений явлений задачи, движение от конца к началу, подведение под логические категории, подведение под диалектические категории, сближение данных и цели, резонанс.

Изменение уровня обобщенности задачи, обобщение задачи, использование известной общей задачи, конкретизация задачи, использование известной конкретной задачи.

Включение в новые связи, подведение под компоненты деятельности, включение в другую неизвестную структуру, включение в другую известную структуру, введение дополнительных элементов или отношений (неизвестных и известных), переструктурирование, деление задачи на части.

Анализ допущений, выделение доминирующих идей, критика очевидных решений, поиск лишних условий.

Моделирование, перекодирование текста в схему (модель), символическая запись.

Выдвижение любых гипотез, выдвижение маловероятных гипотез, выдвижение противоположных гипотез.

Обоснование принятия и отвержения гипотез, обоснование выдвижения гипотез, анализ достоинств и недостатков гипотез.

Переключение в другие проблемы, параллельное решение нескольких задач, перерыв в решении задач.

Вживание в образ явлений задачи, принятие роли объекта или процесса задачи, «метод демонов» (по Максвеллу).

Регулирование уровня уверенности в себе, повышение уровня уверенности в себе, понижение уровня уверенности в себе.

Помимо указанных семейств родственных приемов есть еще приемы, которые не образуют семейств. К ним относятся: анализ с разных сторон, комбинаторика свойств явлений задачи, поиск сначала общей, а затем частной идеи и наоборот. Из указанных трех приемов образуются два составных приема: морфологический анализ (включает анализ с разных сторон и комбинаторику) и определение области поиска неизвестного (включает поиск общей, а затем и частной задачи, анализ с разных сторон).

«В этой системе, так или иначе, представлены почти все значимые семейства эвристических приемов, известные на сегодняшний день», считает И.И. Ильясов.

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Качества личности учителя, необходимые для проявления педагогического такта
Такт как профессиональное качество учителя представляет собой интегративное образование. Как педагогическая категория такт имеет сложную структуру. По мнению И.И. Рыдановой основным его компонентами выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический ...

Анализ техники и методика обучения передаче двумя руками от груди на месте
Передача мяча – прием техники владения мячом, с помощью которого партнеры, перемещая мяч, создают благоприятную ситуацию для завершения атаки броском. Существует несколько способов выполнения передач. Передача мяча двумя руками от груди – основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч па ...

Формирование целостного образовательного пространства в СОШ №10 Наримановского района на основе интеграции основного и дополнительного образования
Основное и дополнительное образование должны быть звеньями одной цепи - к такому выводу коллектив школы №10 Наримановского района пришёл давно. Именно поэтому данная проблема является ключевой в деятельности школы и решается путём интеграции основного и дополнительного образования. Для достижения п ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru