Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Статьи по педагогике » Неделя географии в средней школе » Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Страница 1

В рамках Недели географии важное место могут занять игровые формы мероприятий. В психологии, дидактике, методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игру можно определить как эпизодическую форму организации внеклассной деятельности, прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой обстановке. Существует множество видов классификаций игр в зависимости от того, какие основания положены в ее основу. В качестве примера одной из таких классификаций, можно привести такую, как на рисунке 1.

Рисунок 1 - Классификация игр

Деление академических игр на имитационные и не имитационные связано с технологией их создания и использования. Если в игре моделируется процесс или имитируется реальность, то такие игры относятся к подгруппе “имитационных” игр.

Рассмотрим методические особенности проведения некоторых из названных в классификации игр.

Имитационно-ролевые игры требуют от учителя специального обучения учащихся, их подготовки к исполнению ролей. Они рассчитаны не столько на улучшение усвоения предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Здесь обучение происходит через возможность свободно “сыграть” роль, взятую из реальной жизни. Подготовка к исполнению ролей начинается после того, как сформулирована и осознана идея или ситуация. Разработка этой идеи (ситуации) до степени пригодности для разыгрывания, проходит три больших этапа.

На первом этапе формулируется цель игры и дается необходимая исходная информация. На этом этапе ученики должны четко представлять себе проблему, соотнести ее с поставленной целью. Учителю следует обратить особое внимание на формирование групп. Важно, чтобы получилась творческая группа. Здесь может быть несколько подходов. Более рациональным является подход, когда ученик сам выбирает определенную проблему и самостоятельно решает, с какой группой участников игры у него есть желание работать.

Второй этап – это самостоятельная работа учащихся в малых группах. Приступая к решению проблемы или задачи, ученики не владеют в достаточной степени знаниями и умениями для их разрешения. Однако они пытаются с помощью учителя вникнуть и глубоко понять проблему, вырабатывают навыки в анализе ситуации и проявляют способности личности. Здесь активно используется практический опыт каждого участника игры, осуществляется обмен опытом решения подобных проблем или задач, уточняются позиции и вырабатываются обобщающие выводы или решения. При коллективном обсуждении в малых группах необходимо, чтобы каждый участник группы имел возможность высказать свою позицию, так как коллективное обсуждение проблемы выявит разные подходы для ее решения.

Третий этап – это межгрупповая дискуссия. Каждая малая группа докладывает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других малых групп выступают в качестве оппонентов, они задают вопросы, выступают либо с критическими замечаниями, либо в поддержку представленного проекта.

Имитационная игра – сильный стимулятор активной учебной деятельности. Она считается эффективной и перспективной формой группового обучения навыкам действий в сложных ситуациях. Здесь действия учеников разыгрываются по особому “сценарию”, моделирующему какие-либо аспекты экологической действительности, что позволяет имитировать многие процессы в учебной аудитории. Игровая ситуация характеризуется тем, что отдельные “игроки” не могут достичь своих целей, действуя в одиночку. Поэтому в большинстве случаев требуется объединение усилий отдельных участников для их достижения. В ходе игры ученики принимают на себя роли, соответствующие реальной действительности. Важное достоинство имитационных игр состоит в том, что они позволяют не просто усваивать содержание учебного предмета и знакомиться с моделями экологических систем, - они дают обучаемым опыт коллективного принятия решения. В игре достижение целей группы зависит от активности каждого участника, от умения планировать и осуществлять взаимодействие с другими участниками и с учителем.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Программа патриотического воспитания дошкольников Детского сада г. Костромы № 96
МДОУ Детский сад № 96 г. Костромы - г. Кострома, пр. Мира, 16 тел.: 51-51-85 Уже несколько лет коллектив ГОУ “Детский сад № 96” г. работает в направлении воспитания чувства патриотизма дошкольников и на сегодняшний день имеет собственный опыт методических приемов, позволяющих решать задачи, определ ...

Методические рекомендации педагогам по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии «Ручное ковроделие» 7 класс
Методические рекомендации педагогам по организации самостоятельной работы учащихся на уроках Технологии для 7 классов в общеобразовательной школе предназначены для развития активной умственной деятельности школьников в процессе их самостоятельной работы. В педагогической литературе организация само ...

Упражнения для выработки орфографической зоркости
Во время обучающего диктанта, творческой работы (изложения, сочинения) учащимся дано право пропускать орфограммы, которые вызывают сомнения. При этом они карандашом делают пометки на полях в виде вопроса на той строке, где допущен пропуск. Учитель в ходе работы помогает разрешить эти вопросы. Такой ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru