Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста

Статьи по педагогике » Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования » Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста

Страница 4

В ее программе формирование речи формируется в виде системы из десяти видов рассказывания:

1.Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию (что сначала, что потом, логопед даёт образец, ребёнок воспроизводит, опираясь на максимальную наглядность – натуральные предметы).

2.Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.

3.Составление рассказа на основе конструирования.

4.Пересказ сказки с наглядной опорой или с экспериментированием.

5.Пересказ рассказа с использованием игрушек (придумывание логопедом сюжета, показ, анализ)

6.Пересказ рассказа с использованием магнитной доски (передвижение предметных картинок по доске)

7.Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин.

8.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

9.Пересказ рассказа по сюжетной картине (Картины с проблемным сюжетом).

10.Составление рассказа по одной сюжетной картине (без образца) с сюжетом, близким детям.

Ее авторский подход к проблеме обучения детей рассказыванию состоит в следующем: при планировании и проведении занятий акцент делается на формирование значимого мотива; активизацию психических процессов, тесно связанных с речью; работу над смысловой организацией рассказа: подробный анализ; моделирование плана (картинки, предметы-заменители); работу над языковой организацией рассказа (акцентирование наиболее значимых слов).

Огромная педагогическая работа в данной программе описана по разделу картины с проблемным сюжетом. Сюжеты для картин, представленных в данном опыте, смоделированы так, чтобы они: отражали интересное событие, нестандартную ситуацию; вызывали яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали фантазию; способствовали заинтересованному общению ребенка со взрослым.

Авторы назвали сюжеты проблемными по нескольким причинам. Как известно, проблема - это сложный вопрос. В данном случае, под сложностью сюжета подразумевается, что для его всестороннего восприятия и осмысления требуются: пояснения и помощь взрослого; включение активной мыслительной деятельности ребенка; активизация воображения, фантазии и взрослого, и малыша.

Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов.

В качестве основного вспомогательного средства для речевых упражнений авторы предлагают, использовали вопросы. На них, общаясь со взрослым, малыш учится отвечать с самого раннего возраста, с них начинается открытие ребенком мира. Становясь чуть старше, ребенок сам задает бесконечные вопросы взрослым, а еще позже учится задавать их самому себе.

По содержанию каждой картины предложены различные вопросы. Задавать их следует последовательно, без пропусков и перестановок, в противном случае смысл некоторых может быть утерян. Ответы, требующие специальных знаний, мы поместили тут же, в скобках. Кроме того, авторы классифицировали вопросы на те, которые помогают малышу, во-первых, анализировать, рассуждать, во-вторых, пополнять знания и сведения, и, в-третьих, фантазировать и сочинять.

Велика роль фантазии в воспитании современного ребенка. По мнению психологов, это первая ступенька к творчеству. А кому из взрослых не хочется, чтобы их дети выросли творческими, яркими личностями, людьми заметными, незаурядными. Вопросы и задания для развития воображения составляют еще один этап в работе с пособием.

К большинству картин подобраны соответствующие стихи (авторы А. Вишнева, В. Орлов, В. Викторов, Ю. Столяров, Т. Ткаченко и др.). Их слушанье, анализ и заучивание помогут развить в детях чувства не только ритма, рифмы, но и юмора. Дети, понимающие шутку, юмор, обладают более высоким «умственным возрастом». Задания на добавление в рифмовку пропущенного слова позволяют совершенствовать, помимо указанных аспектов, фонематическое восприятие детей.

Для старших дошкольников важны задачи пополнения словарного запаса и совершенствования грамматического оформления речи. С этой целью они предлагают детям непростые вопросы, а также упражнения на подбор слов, составление предложений и рассказов. Педагоги акцентируют внимание педагоги на следующие моменты: «Единственное, что требуется от ребенка для таких занятий, - это желание заниматься. Взрослому же для успешной работы потребуется определенная подготовка».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Работа ГУСО "Комплексный центр социального обслуживания населения" Палласовского района
До недавнего времени "Комплексный центр социального обслуживания населения Палласовского района" назывался ГУСО "Палласовский центр социальной помощи семье и детям". На базе учреждения функционировало "Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возмож ...

Особенностиформирования математических понятий
Всякое понятие, в том числе и математическое, является абстракцией от множества конкретных объектов, которые описываются им. В понятии отражаются устойчивые свойства изучаемых объектов, явлений. Эти свойства повторяются у всех объектов, которые объединяются понятием. Но каждый реальный объект имеет ...

Идея наглядности в дидактике Яна Амоса Коменского
К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекрати ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru