В ее программе формирование речи формируется в виде системы из десяти видов рассказывания:
1.Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию (что сначала, что потом, логопед даёт образец, ребёнок воспроизводит, опираясь на максимальную наглядность – натуральные предметы).
2.Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.
3.Составление рассказа на основе конструирования.
4.Пересказ сказки с наглядной опорой или с экспериментированием.
5.Пересказ рассказа с использованием игрушек (придумывание логопедом сюжета, показ, анализ)
6.Пересказ рассказа с использованием магнитной доски (передвижение предметных картинок по доске)
7.Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин.
8.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
9.Пересказ рассказа по сюжетной картине (Картины с проблемным сюжетом).
10.Составление рассказа по одной сюжетной картине (без образца) с сюжетом, близким детям.
Ее авторский подход к проблеме обучения детей рассказыванию состоит в следующем: при планировании и проведении занятий акцент делается на формирование значимого мотива; активизацию психических процессов, тесно связанных с речью; работу над смысловой организацией рассказа: подробный анализ; моделирование плана (картинки, предметы-заменители); работу над языковой организацией рассказа (акцентирование наиболее значимых слов).
Огромная педагогическая работа в данной программе описана по разделу картины с проблемным сюжетом. Сюжеты для картин, представленных в данном опыте, смоделированы так, чтобы они: отражали интересное событие, нестандартную ситуацию; вызывали яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали фантазию; способствовали заинтересованному общению ребенка со взрослым.
Авторы назвали сюжеты проблемными по нескольким причинам. Как известно, проблема - это сложный вопрос. В данном случае, под сложностью сюжета подразумевается, что для его всестороннего восприятия и осмысления требуются: пояснения и помощь взрослого; включение активной мыслительной деятельности ребенка; активизация воображения, фантазии и взрослого, и малыша.
Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов.
В качестве основного вспомогательного средства для речевых упражнений авторы предлагают, использовали вопросы. На них, общаясь со взрослым, малыш учится отвечать с самого раннего возраста, с них начинается открытие ребенком мира. Становясь чуть старше, ребенок сам задает бесконечные вопросы взрослым, а еще позже учится задавать их самому себе.
По содержанию каждой картины предложены различные вопросы. Задавать их следует последовательно, без пропусков и перестановок, в противном случае смысл некоторых может быть утерян. Ответы, требующие специальных знаний, мы поместили тут же, в скобках. Кроме того, авторы классифицировали вопросы на те, которые помогают малышу, во-первых, анализировать, рассуждать, во-вторых, пополнять знания и сведения, и, в-третьих, фантазировать и сочинять.
Велика роль фантазии в воспитании современного ребенка. По мнению психологов, это первая ступенька к творчеству. А кому из взрослых не хочется, чтобы их дети выросли творческими, яркими личностями, людьми заметными, незаурядными. Вопросы и задания для развития воображения составляют еще один этап в работе с пособием.
К большинству картин подобраны соответствующие стихи (авторы А. Вишнева, В. Орлов, В. Викторов, Ю. Столяров, Т. Ткаченко и др.). Их слушанье, анализ и заучивание помогут развить в детях чувства не только ритма, рифмы, но и юмора. Дети, понимающие шутку, юмор, обладают более высоким «умственным возрастом». Задания на добавление в рифмовку пропущенного слова позволяют совершенствовать, помимо указанных аспектов, фонематическое восприятие детей.
Для старших дошкольников важны задачи пополнения словарного запаса и совершенствования грамматического оформления речи. С этой целью они предлагают детям непростые вопросы, а также упражнения на подбор слов, составление предложений и рассказов. Педагоги акцентируют внимание педагоги на следующие моменты: «Единственное, что требуется от ребенка для таких занятий, - это желание заниматься. Взрослому же для успешной работы потребуется определенная подготовка».
Информация о ообразовании:
Самоанализ проведенного урока
№ Вопросы для итогового анализа Оценка оптимальности действия учителя 1 Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока? Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач 2 Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на к ...
Личность в обществе, группе и коллективе
Поведение отдельного человека существенно зависит от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые «группами». Среди групп можно выделить большие и м ...
Понятие взаимодействия и социальной среды
«Взаимодействие - организация совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющих им реализовывать какую-то общую для них работу» (А.В. Мудрик). Взаимодействие основано на взаимопонимании, взаимоотношениях, взаимных действиях и взаимовлиянии. Под социальной средой понимают как правило в ...