Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей в детском саду

Статьи по педагогике » Культура поведения детей дошкольного возраста и ее воспитание » Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей в детском саду

Страница 2

Следующая «забываемая» проблема – воспитание коллективизма. Причина видится в опасности нивелировки личности, культивирования «стадности». Но не стоит забывать, что только в обществе, в коллективе раскрываются лучшие качества ребёнка: доброжелательность, взаимовыручка, чувство ответственности за другого, товарищество. Безусловно, отдельные моменты заслуживают критики, безусловно, что каждому ребёнку нужно дать возможность раскрыть свою индивидуальность и неповторимость, но так, чтобы не противопоставлять себя, не изолироваться от других людей, а совершенствоваться вместе с другими для себя и для других. И здесь ещё уместно задуматься о развитии такого чувства у детей, как самоценность личности. Речь идёт о том, что человек не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других.

Большую помощь в осуществлении развития нравственных качеств у ребёнка старшего дошкольного возраста могут оказать Центры раннего развития дошкольников, способные удовлетворить целый ряд социальных потребностей:

компенсировать общее личностное развитие детей, не посещающих дошкольные учреждения;

выровнять адаптационные возможности будущих первоклассников;

обеспечить подготовку дошкольников к обучению в образовательных учреждениях повышенного уровня (лицеи, гимназии).

Необходимость особого внимания к нравственному воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребёнка к культуре. С его помощью обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с природой и окружающими людьми, а именно это составляет суть культуры. Поэтому, если ребёнок активно развивается в нравственном плане, то его вхождение в мир культуры происходит значительно легче, а его трудовое, умственное, эстетическое воспитание доставляет взрослым гораздо меньше хлопот.

Нравственное воспитание может стать эффективным тогда, когда оно строится на выработке у ребёнка – в определённой последовательности – основных элементов этого механизма, развитие которого начинается с младенчества. Для детей старшего дошкольного возраста характерно следующее:

Воспитание чувства стыда. Его основы закладываются в возрасте от 4-4,5 лет до 6-7 лет, а потом развиваются в течение всей жизни. Сформированность этого чувства выражается в том, что ребёнок приобретает способность самостоятельно преодолевать свои недостатки под воздействием внешней негативной оценки.

Примерно в возрасте 5 лет начинает формироваться чувство долга перед другими и самим собой. Ребёнок должен постепенно подойти к осознанному пониманию своей зависимости от других людей и обстоятельств, а также научиться выполнять те действия, которые обеспечивают нормальную совместную жизнь в социуме.

На основе развитого чувства долга постепенно, начиная с 8-9 лет, вырабатывается чувство ответственности, т.е умение самостоятельно побуждать себя заботиться о других.

Таким образом в дошкольном возрасте необходимо совместными усилиями родителей и педагогов формировать у детей такие качества, как нормально развитая гордость, стыд, совесть, основы долга. Однако некоторые педагоги, работающие с дошкольниками, нередко допускают ошибку, считая, что заниматься этим должны только родители. Практика же показывает: многие родители не представляют, в каком возрасте и под воздействием каких факторов складывается механизм нравственного развития ребёнка. Педагог, знающий об этом механизме, может и должен выступать в качестве консультанта при решении вопросов нравственного становления ребёнка.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Роль материально-технической базы в п/о обучающихся
Основой производственного обучения является производительный труд обучающихся. На производственное обучение обучающихся различных специальностей и сроков подготовки отводится обычно 40-60% от общего времени обучения. Материально-техническая база учреждения, осуществляющего профессиональную подготов ...

Понятие о психологическом климате
Психологический климат – объективно существующее явление. Он создается под влиянием двух факторов. Прежде всего, это социально-психологическая атмосфера общества в целом. Второй фактор – микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географи ...

Зарубежный опыт профильного обучения
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых странах мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. В большинстве стран Европы все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru