Гуманизация современной школы требует пересмотра подходов к выбору средств и методов межличностных взаимоотношений, переоценки традиционных дидактических приемов учитель должен выработать у себя стойкие принципы для создания гуманных отношений между педагогом и учениками.
Вот некоторые из них. Л. Я. Толстой утверждал: «Никогда никакими силами вы не заставите узнавать мир через скуку. В самом деле, попытайтесь вспомнить: о чем говорилось на прошлой скучнейшей лекции по ., неважно какому предмету? Удалось? Нет? И никогда не удастся.
Великий Ян Амос Коменский говорил, что учение должно быть кратким, приятным и основательным. Хочу лишь остановиться на слове «приятным». Когда приятно? Когда не скучно, интересно.
Выработайте у себя профессиональную манеру создавать на своих занятиях такую атмосферу, такой психологический микроклимат, чтобы ваши уроки были ожидаемы. Возможны, например, шутливые замечания в таком роде: «Петя Ты работаешь как молния», « Что, так быстро?» — спрашивает ученик, стараясь еще поднять темп ударов молотком. «Нет, просто молния два раза в одно место не попадает». Атмосфера на уроках должна быть такой, чтобы подобные реплики правильно — и без обиды! - понимались и запоминались.
Известный психолог Дейл Карнеги утверждал, что бесполезно показывать не только детям, но и взрослым, насколько сия правы или не правы, просто критикуя их деятельность,
«Критика бесполезна, ибо она ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдание. Критика опасна, ибо она ранит драгоценное для человека чувство собственного достоинства, наносит удар его представлению о собственной значимости, порождает в нем чувство обиды и негодования.
В старой германской армии солдату не разрешалось подавать жалобу сразу после происшествия, давшего для нее повод. Он должен был сдержать первое чувство обиды, остыть. Если же он подавал жалобу немедленно, в день происшествия, его наказывали. В повседневной жизни следовало бы ввести подобный закон для ворчливых родителей, сварливых жен, бранящихся работодателей и целой армии несносных любителей выискивать чужие ошибки».
Вот пример из жизни: Заключительный инструктаж, подведение итогов. С наилучшими намерениями учитель показывает Пете его ошибки, обращая внимание всею класса на то, какого крокодила « Петя сотворил. Почему же воспитательный эффект в таком случае со знаком минус? Все объясняется просто. «Люди, а маленькие тем более, — нелогичные создания, обросшие колючками предрассудков и движимые гордостью и тщеславием», — говорит Карнеги. Чего вы добились? Потеряли единомышленника, невольно оттолкнули от себя ребенка, может быть, до этого влюбленного в вас.
В мире существует только один способ убедить нас что-либо сделать. Приходилось ли вам задумываться над этим? Да, один единственный способ — заставить захотеть
сделать это. Запомните, другого способа нет.
Конечно, можно заставить человека «захотеть отдать вам часы, ткнув под ребро револьвером. Можно принудить служащего к разовому акту повиновения, пригрозив ему увольнением. Вы можете ремнем или угрозой заставить своею ребенка сделать то, что вы хотите. Но грубые методы имеют крайне нежелательные последствия. Единственный способ, которым вас могут убедить, что-либо сделать, — это предложить вам то, что вы хотите.
Информация о ообразовании:
Направления и формы кружковой работы по физическому
воспитанию у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ "Колокольчик"
Физическое воспитание в ДОУ, учитывая основные задачи по их реализации осуществляется через: -Разработку и апробацию диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности. -Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый с периодичностью 2 раза в год (май, декабрь). ...
Особенность мыслительной деятельности подростков
Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысл ...
Методы и воспитательные технологии формирование патриотизма у
детей младшего школьного возраста
Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом. Патриотизм как возвышенное чувств ...