Творческий проект как инструмент формирования необходимых качеств личности

Статьи по педагогике » Нетрадиционные уроки при преподавании технологии в школе » Творческий проект как инструмент формирования необходимых качеств личности

Страница 1

Слово творчество происходит от слова «творить». Творчество противостоит шаблону тупости, отсталости, оно возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в радостную атмосферу непрестанного поиска, создания духовных и материальных ценностей.

Важным элементом учебной программы «Технология» является творческий проект, выполняемый каждым школьником со II по ХI класс ежегодно.

Вместе с тем разговор о методических аспектах выполнения проектов школьниками требует предварения. Говоря об инерции мышления, стоит напомнить: таковая живет и в школе, где до сих пор слово «дети» часто ассоциируется с понятием «несмышленыши». Это одно из самых распространенных наших заблуждений.

Дети обладают раскованным воображением, незашоренным, еще не ограниченным психологическими барьерами, которые мы, такие «опытные» часто сами воздвигаем перед своей мыслью.

Школьники оснащают техническими новшествами и сам учебный процесс. Ученик из Вологодской области В. Филиппов изготовил шпаргалку по машиноведению — своеобразный конструктор, позволяющий собирать всевозможные передачи, рычажные системы. Старшеклассники Ярославской области создали увлекательную игру — электротаблицу умножения для первоклассников.

Таких примеров творчества юных можно приводить бесконечно много. Человек, познавший радость творчества, будет вновь стремиться испытать ее. Поэтому так важна педагогически и методически правильно организованная работа над проектами.

Проект — это творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка и избранная им самостоятельно и добровольно. Выполняя проекты, дети участвуют в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах в оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в разработке конструкции и технологии изготовления продукции, в производстве и реализации. Цель проектирования — сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, способствовать творческому развитию (см. схему 1).

Схема 1.

Творческая составляющая в работе над проектом.

Деятельность учащихся при выполнении проектов

Организационно-подготоительный этап

Выбор и обоснование проекта. Анализ предстоящей деятельности. Выбор оптимального варианта конструкции. Подбор материала. Планирование технологического процесса. Разработка конструкторско-технологической документации Организация рабочего места.

Технологический этап

Выполнение технологических операций, предусматриваемых технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда.

Заключительный этап

Корректирование конструкторско-технологической документации. Экономическое обоснование. Минимаркетинговое исследование. Контроль и испытание изделия. Подведение итогов. Защита проекта

Творческий подход

Следует ориентироваться на развитие максимальной самостоятельности школьников при работе над проектом. Это ни в коей мере не отрицает направляющую и контролирующую роль преподавателя. Без его помощи ученик не сможет довести работу до логического завершения. Вместе с тем реалии жизни показывают: Некоторые школьники не смогут выполнить творческие проекты. Им можно предложить творческие задания по образцу. Такой подход гуманистичен, он не травмирует ребенка, не заставляет страдать его от ощущения собственной несостоятельности.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Интеллектуальные нарушения. Этиология и патогенез
Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией – детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами и т.п., - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем ра ...

Формы проведения лабораторно-практических работ по экономике
Много читать и не понимать—все рав­но, что много есть и плохо переваривать - немецкая пословица. Форма — характер ориентации деятельности. В основе фор­мы лежит ведущий метод. Формы бывают конкретными (урок, лабораторно-практические занятия, домашняя работа, факультативные занятия, консультации, до ...

Типология элективных курсов по математике
Выполненный нами в ходе исследования анализ педагогической, методической литературы показал, что существует несколько типологий элективных курсов. По разрешаемым задачам. Элективные курсы выполняют ряд задач: 1. Создать условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru