Слово творчество происходит от слова «творить». Творчество противостоит шаблону тупости, отсталости, оно возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в радостную атмосферу непрестанного поиска, создания духовных и материальных ценностей.
Важным элементом учебной программы «Технология» является творческий проект, выполняемый каждым школьником со II по ХI класс ежегодно.
Вместе с тем разговор о методических аспектах выполнения проектов школьниками требует предварения. Говоря об инерции мышления, стоит напомнить: таковая живет и в школе, где до сих пор слово «дети» часто ассоциируется с понятием «несмышленыши». Это одно из самых распространенных наших заблуждений.
Дети обладают раскованным воображением, незашоренным, еще не ограниченным психологическими барьерами, которые мы, такие «опытные» часто сами воздвигаем перед своей мыслью.
Школьники оснащают техническими новшествами и сам учебный процесс. Ученик из Вологодской области В. Филиппов изготовил шпаргалку по машиноведению — своеобразный конструктор, позволяющий собирать всевозможные передачи, рычажные системы. Старшеклассники Ярославской области создали увлекательную игру — электротаблицу умножения для первоклассников.
Таких примеров творчества юных можно приводить бесконечно много. Человек, познавший радость творчества, будет вновь стремиться испытать ее. Поэтому так важна педагогически и методически правильно организованная работа над проектами.
Проект — это творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка и избранная им самостоятельно и добровольно. Выполняя проекты, дети участвуют в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах в оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в разработке конструкции и технологии изготовления продукции, в производстве и реализации. Цель проектирования — сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, способствовать творческому развитию (см. схему 1).
Схема 1.
Творческая составляющая в работе над проектом.
Деятельность учащихся при выполнении проектов |
Организационно-подготоительный этап Выбор и обоснование проекта. Анализ предстоящей деятельности. Выбор оптимального варианта конструкции. Подбор материала. Планирование технологического процесса. Разработка конструкторско-технологической документации Организация рабочего места. |
Технологический этап Выполнение технологических операций, предусматриваемых технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда. |
Заключительный этап Корректирование конструкторско-технологической документации. Экономическое обоснование. Минимаркетинговое исследование. Контроль и испытание изделия. Подведение итогов. Защита проекта |
Творческий подход |
Следует ориентироваться на развитие максимальной самостоятельности школьников при работе над проектом. Это ни в коей мере не отрицает направляющую и контролирующую роль преподавателя. Без его помощи ученик не сможет довести работу до логического завершения. Вместе с тем реалии жизни показывают: Некоторые школьники не смогут выполнить творческие проекты. Им можно предложить творческие задания по образцу. Такой подход гуманистичен, он не травмирует ребенка, не заставляет страдать его от ощущения собственной несостоятельности.
Информация о ообразовании:
Социальные
мотивы получения образования
Мотивация получения высшего образования зависит от различных факторов (гендерных, возрастных, специализации вуза и др.). Более того, можно предположить, что эти факторы действуют не изолированно друг от друга, а взаимосвязаны. Иными словами, можно попытаться выявить различные типы мотивации получен ...
Особенности развития памяти и внимания у детей младшего
школьного возраста на уроках музыки
Младший школьный возраст является важным периодом в формировании памяти и внимания у детей. Поэтому в процессе развития познавательных процессов в музыкальной деятельности обязательно учитываются возрастные особенности детей их возможности. Дети не только учатся быть внимательными и запоминать нужн ...
Особенности физического воспитания детей старшего дошкольного
возраста в ДОУ
Физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. При этом понятие "здоровье" поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень, становясь основой формирования ...