Формирование стиля межличностных отношений у психолога

Статьи по педагогике » Динамика представления о стиле межличностных отношений психолога » Формирование стиля межличностных отношений у психолога

Важную роль при формирование стиля межличностных отношений играет обучение в высшем заведении. Вузовское обучение имеет свои особенности, школьникам приходиться перестраивать свою мыслительную деятельность после школы. В ВУЗе совсем другие требования к изучению дисциплин, другое отношение преподавателей. Обучение в ВУЗе требует большей самостоятельности, ответственности. Требования предъявляются каждому абитуриенту на любой специальности, в том числе и студентам-психологам. Данные требования могут быть одинаковыми, но основным различием, отличающих технические специальности от специальности «Психология», выступает содержание предмета.

На данном этапе обучения кроме дисциплин, направленных прямо на изучение психологических знаний, преподается очень много общих предметов, которые формируют навыки обучения в вузе, таких как самостоятельная работа с учебниками и книгами, конспектирования лекций, эффективное слушание.

Так, в программе дисциплин на первом курсе, направленных на формирование профессионально-важных личностных качеств, есть такие дисциплины, как «Введение в профессию», «Психология общения», «Общая психология», «Психологический практикум». Уже на данном этапе у студентов-психологов формируется научное знание и представление по выбранной профессии, формируется культура профессионального общения, формируются теоретические основы психологической науки, а также конкретные знаниями, умениями и навыками работы с людьми.

На втором курсе количество специальных дисциплин увеличивается. Студенты получают знания по «Возрастной психологии», «Общей психологии», «Психологическому практикуму», «Психофизиологии».

Н.С. и Е.Ю. Пряжниковы выделяют следующие этапы профессионального формирования индивидуального стиля деятельности психолога:

На первом этапе важно осваивать профессиональную деятельность по уже отработанным схемам и процедурам, то есть научиться работать так, «как положено». Именно это гарантирует успешное выполнение поставленных задач.

На втором этапе уже более опытный специалист может позволить себе некоторые отступления от нормативно-одобряемых образцов работы, здесь возникает общая идея работы по-своему, постепенное проектирование и освоение всей деятельности по-новому, то есть формирование своего, индивидуального стиля профессиональной деятельности. [8,с.407]

Как мы видим, профессиональное становление – это долгий, трудоемкий процесс. Профессия психолога относиться к системе «Человек – Человек», поэтому этот тип профессии, по Е.А.Климову», определяется следующими качествами: устойчиво хорошее самочувствие в ходе работы с людьми, потребность в общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хорошо помнить и держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей».

Необходимо определить, какие же качества важны психологам профессионалам. Опираясь на мнение Т. Лири, можно определить основные профессионально-важные личностные качества психолога. Психолог должен уметь слушать, слышать и помогать человеку в соответствии с поставленной проблемой; проявлять уверенность в общение, а особенно при решение какой-либо проблемы, быть собранным; быть искренним, прямолинейным, но в то же время тактичным. Можно добавить, что профессионал в данной области деятельности должен проявлять настойчивость в достижении поставленной цели, то есть с выраженной мотивацией достижения.


Информация о ообразовании:

Работоспособность первоклассников
Что педагог должен учитывать, чтобы правильно, рационально, в соответствии с функциональными возможностями ребенка построить учебный процесс? Прежде всего – закономерности динамики работоспособности и утомления. Работоспособность четко отражает функциональное состояние организма и его динамику. Раб ...

Методические рекомендации для учителей начальной школы
§ Формирование межэтнической толерантности необходимо осуществлять с учетом культурных особенностей, традиций, обычаев наций и народностей детей, представленных в классе. § Вносить изменения в содержание, формы и методы внеклассной работы, что позволяет развивать у младших школьников способность к ...

Способы определения понятий
По логической структуре определения делятся на конъюнктивные (существенные признаки соединяются союзом "и") и дизъюнктивные (существенные признаки соединяются союзом "или"). Выделение существенных признаков, зафиксированных в определении, и зафиксированных связей между ними назы ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru