К основным методам диагностики психических состояний, процессов и свойств человека относятся: наблюдение, моделирование и эксперимент.
Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения или проверять исходные предложения, связанные с ними.
Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их реальных моделей или идеальных, прежде всего математических.
Наблюдение является одним из самых старых способом получения информации и одним из самых важных в работе психолога. Выделяют систематическое и несистематическое. Систематическое наблюдение проводится по определенному заранее составленному плану. Результаты в данном случае могут быть классифицированы и обработаны методом статистического анализа. Несистематическое чаще всего проводится в естественных условиях для изучения социальных и социально-психологических явлений. Данный вид наблюдений не очень информативен, но создает общую картину поведения объекта исследования. Лучше применять его в качестве дополнительного метода.
Метод эксперимента состоит в организации целенаправленного наблюдения, это наиболее сложный вид исследования, но является наиболее точным, объективным. Именно в данном виде исследования экспериментатор может влиять на ход событий, умышленно их меняя и регистрируя при этом данные. Выделяют множество видов эксперимента, но основными из них являются лабораторный и естественный (полевое исследование). Лабораторный эксперимент проводится в специальном помещении, где испытуемые обследуются с их согласия, о чем нельзя сказать в естественном эксперименте. В свою очередь психодиагностический метод является констатирующим естественным экспериментом, особенностью которого является его измерительно-описательная и оценочная направленность, то есть он выявляет наличие или отсутствие изучаемого признака. Это метод наиболее подходит для нашей работы.
С точки зрения Л.Ф.Бурлачука, психодиагностический подход имеет три подхода:
1) объективный – диагностика осуществляется на основе успешности выполненной деятельности (тесты и психофизиологические методики);
2) субъективный – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, состояния, поведениях в различных ситуациях (различные опросники);
3) проективный – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным материалом, который становится объектом проекции (проективные методики). Касаясь сферы поставленной в данной работе проблемы, а именно изучение представлений психологов второго курса о стиле межличностных отношений, важно рассмотреть принципы и методы диагностики интерперсональных отношений.
Межличностные отношения проявляются в большом разнообразии сфер человеческого существования, которые во многом отличаются друг от друга.
Важно сказать, что в них действуют различные психологические факторы. На данный момент в психологической науке применяется большое количество методик исследования межличностных отношений. Рассмотрим некоторые из них.
Систематика методик межличностных отношений возможна на различных уровнях:
- на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т.д.);
- на основании задач, решаемых обследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т.д.);
- на основании особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т.д.);
- на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления субъективного отражения межличностных отношений и т.д.).
Одной из самых популярных методик диагностики межличностных отношений является методика Т. Бейлса. Он разработал схему, которая позволяет по единому плану регистрировать различные виды взаимодействий в группе. Важно, чтобы наблюдатель был обученный, так как должен анализировать каждую интеракцию (взаимодействие) в любой группе по 12 показателям. Эти показатели объединяются в четыре общие категории. Это область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. С помощью такой процедуры можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников и пр.
Развивающимся направлением диагностики интерперсональных отношений является наблюдение за игровым имитированием жизненной ситуацией, так называемые ролевые игры. Данные упражнения будут проводиться в рамках «Коммуникативного тренинга» в ходе проведения обследования.
Информация о ообразовании:
Сущность и понятие интеграции основного и дополнительного
образования. Нормативно-правовая основа
Интеграция основного и дополнительного образования имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личность и доказывает, что без внутренней мотивации, стимулирования саморазвития, субъектных отношений невозможно осуществить реформирование, модернизацию образовательной системы. Инте ...
Анализ социальной работы в МУ КЦСОН «Надежда» за 2011-2012 уч. год
При анализе деятельности МУ КЦСОН было выявлено, что работа по профилактике безнадзорности ведется согласно плану. Администрацией школы, педагогическим коллективом ежегодно проводятся педсоветы, совещания при директоре, затрагивающие проблемы воспитания. На административных планерках заслушиваются ...
Теория и практика коллективного воспитания А.С. Макаренко
Феномен Макаренко начался с 1920г., когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Здесь педагогу удалось главное – он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников. Важную роль в его создании сыграл авторитет Антона Семеновича. Его те ...