При включении игровых технологий в контекст оздоровительной работы в начальной школе, представляется возможным сформулировать ряд общих принципов, которыми необходимо руководствоваться взрослым:
- строгая индивидуализация двигательной активности детей при планировании игровых оздоровительно – коррекционных программ и ее четкая регламентация в процессе реализации;
- систематичность и постепенность повышения двигательной нагрузки детей, согласование их содержания с содержанием физической подготовки в начальной школе;
- эмоционально – психологический и физиологический комфорт, формирование у них мотивации к самостоятельной двигательной деятельности;
- педагогически целесообразное, творческое руководство детской игровой активностью со стороны взрослых и преемственность школы.
Педагогу нужно помнить о том, что содержание, характер, величина и направленность физических нагрузок в играх должны, с одной стороны, соответствовать общим целям и задачам оздоровительно – коррекционной работы, а с другой – быть посильными для текущего состояния организма ребенка. При наличии признаков утомления отдельных детей нагрузку следует ограничить, воспользовавшись одним из следующих приемов:
- увеличение или уменьшение общего времени проведения игры;
- изменение количества повторений всей игры или отдельных ее эпизодов;
- упрощение или усложнение правил игры;
- регулирование длительности перерывов в игре или проведение игры совсем без перерывов;
- ограничение игрового поля – участка, на котором проводится игра;
- корректные изменения правил и смена ролей играющих;
- изменение количества препятствий, преодолеваемых в игре;
- удлинение или сокращение дистанции для пробежек, прыжков и других движений, выполняемых игроками, и т.д.
Запланированная игра решением педагога может быть отменена или заменена другой в связи с только что перенесенной учеником (учениками) болезнью, которая требует безусловного пересмотра меры и характера двигательной нагрузки. Нагрузка детей после острых заболеваний должна дозироваться особенно тщательно: следует исключить игры, требующие большого физического напряжения. Не желательны также игры, в ходе которых происходит резкое изменение положения тела, так как может возникнуть головокружение.
Пристального внимания в ходе игр требуют дети со сниженными возможностями здоровья. Например, при нарушениях зрения характер и степень их двигательной нагрузки должны быть особо тщательно дозированы. При наличии у воспитанников бронхиальной астмы чрезмерное возбуждение, пыльная площадка могут спровоцировать приступ. Детям с плоскостопием не следует увлекаться прыжками со скакалкой, игрой в «классики», так как, прыгая на одной ноге, ребенок переносит на нее всю тяжесть тела и стопы. Педагог должен уметь адекватно реагировать на эмоциональное самочувствие своих учеников и в зависимости от преобладающего у них фона настроения выбирать ту или иную игру.
В процессе реализации игровых программ тактика воздействия педагога должна быть различной в отношении детей отличающихся типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Например, возбудимые дети, часто характеризуются высоким уровнем физической работоспособности, успешно и хорошо выполняя игровые задания скоростного характера, тем самым недостаточно точно воспроизводя двигательный рисунок. Они хуже справляются с заданиями, требующими выносливости. Поэтому для тренировки и регуляции их нервных процессов необходимо использовать чередование игровых действий разного темпа и добиваться строгого выполнения правил их выполнения. Воспитанники со слабым типом нервных процессов, наоборот, отличаются сниженной двигательной активностью. Такие дети медленно и с трудом овладевают новыми движениями, в связи с чем нуждаются в большем количестве повторений, а для закрепления навыков – в дополнительной, индивидуальной работе во время подвижных игр и прогулок.
Следовательно, в процессе игр нужно постоянно повышать физические нагрузки, тем самым предъявляя организму новые требования. Это возможно сделать двумя способами. Первый из них – постепенное повышение физической нагрузки в рамках одной игры. Второй – использование разных игр, объединенных доминирующей задачей. Систематичность и последовательность при реализации игровых программ двигательной активности детей не позволяют начаться процессу реадаптации, т.е. постепенного возврата всех систем организма к прежнему режиму функционирования. Выбирая игру, педагог должен не только ставить и решать задачи профилактико-коррекционной направленности, например, закреплять навыки быстрого бега, ловкости, выносливости и т.д., но и задачи формирования у воспитанников волевых качеств, дружелюбного поведения, положительных межличностных отношений.
Информация о ообразовании:
Теория и практика коллективного воспитания А.С. Макаренко
Феномен Макаренко начался с 1920г., когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Здесь педагогу удалось главное – он нашел сильное средство воспитания, которым стал коллектив самих воспитанников. Важную роль в его создании сыграл авторитет Антона Семеновича. Его те ...
Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по
изобразительному искусству
Преподаватель изо. развивает эстетический вкус, худож-е знания и навыки, воспитывает стремление к познанию к совершенству, чтобы делать все окружающее лучше и красивее. Педагог ставит перед учеником учебные задачи, организует его наблюдения в процессе построения изображения по определенной системе, ...
Система образования США
Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе опред ...