В качестве примера проанализируем проведение урока русского языка в 4 классе. Провести наблюдение за тем, что происходит с детьми, когда организуется естественное жизнедеятельностное пространство и поддерживается, принимается любое аутентичное проявление ребёнка на уроке.
Урок посвящён самой традиционной теме «Словарные слова» и проходил с целью выяснения насколько дети уяснили тему и могут ли использовать знаниями по ней самостоятельно и практически. Название темы не предвещало ничего экстраординарного, тем удивительнее оказалось то, что происходило на уроке.
Учитель постоянно провоцировал детей на самостоятельные размышления, анализ, сравнения, задавая вопросы и обращаясь с просьбами типа: «Как понять…?», «Что объединяет…?», «Докажи…», «Помогите разобраться…», «На какие группы можно разделить…?», «Сформулируйте сами». Рассматривая все варианты ответов детей, учитель не отверг ни единого мнения, даже если оно казалось ошибочным. Например, Вика, определяя спряжение глагола, пыталась вспомнить правило, но всё время путалась. В такой ситуации на традиционном уроке чаще всего происходит следующее: «Нет, неправильно. Ты не выучила правило. Садись (а ещё хуже – «Садись. Два»)». Здесь же такого просто не могло быть.
Учитель просил порассуждать и попытаться объяснить своими словами, аргументировать свои рассуждения, брал что-то под сомнения, провоцируя каждого ребенка сознательно доказывать свою правоту. В процесс были вовлечены все, несмотря на то, что каждый выполнял какую-то свою задачу. Возник спор, затем дискуссия. Полина встала на защиту Вики: «Но ведь она назвала спряжение правильно, просто перепутала букву». Этой реплики оказалось достаточно, чтобы Вику посетило в буквальном смысле озарение: «Я всё теперь поняла! Так вот где, оказывается, я ошиблась!»
В классе царит воодушевление от того, что еще одна задачка решена и решена самими детьми. В это время Алёша, работающий у доски, допускает ошибки. Учитель даже не пытается его исправлять, а обращается к комментариям детей. Все живо откликаются, никто не боится сказать что-то не так. Учитель и учащиеся – партнёры и пытаются дойти до истины совместными усилиями. Кипит настоящая жизнь!
Трудно представить, что на уроке русского языка, где главенствуют грамматические правила, могут возникать такие дискуссии, споры и свои открытия. Задания на доске даны в логике рассуждения, дети постоянно движутся в понимании того, что им ещё предстоит доказывать и определять.
Слышится голос всё той же защитницы Полины: «Ну, я не знаю как точно, но, мне кажется…». Учитель просит детей вспомнить всё, что они знают по этому вопросу и определить, права ли Полина, просит самих сформулировать правило, не давая никаких своих формулировок и не претендуя быть единственным полноправным хозяином на уроке.
Только теперь, когда проделана такая кропотливая работа мысли и услышаны множество разных правил одного и того же явления, учитель предлагает детям посмотреть, как же автор учебника определяет этот феномен. Однако, даже в этой ситуации полной определённости, учитель не говорит о том, что вот именно так и должно звучать правило. Он просит детей прокомментировать его и выразить своё мнение. Возникает множество суждений, которые тут же подкрепляются различными примерами.
Понимают ли дети, что знания, добытые только что ими самими теоретически, уже живут живой жизнью, реализуются практически. Да это и не важно. В том и состоит естественность образовательного процесса. В любой момент, когда возникает затруднение, учитель спешит за помощью к детям, которые, в свою очередь, чувствуя, что в них нуждаются, что они тут главные, что всё происходит ради них, рассыпаются аутентичными суждениями, принимают аутентичные решения, проявляют себя естественно, аутентично.
Информация о ообразовании:
Классификация нарушений интеллекта
В настоящее время в России пользуются международной классификацией умственно отсталых, на основании которой детей разделяют на четыре группы по степени выраженности дефекта: с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости. Дети, относящиеся к первым трем группам, обучаются и ...
Факторы формирования позитивного отношения у школьников к обучению
Осуществляемый учителями процесс обучения представляет собой развитую, многоаспектную систему, основными назначениями которой являются: •производство знаний; •передача знаний; •распространение знаний. Однако, передача знаний, по нашему мнению, должна базироваться на позитивном отношении к учению. В ...
Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной
деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки
Любая цель, поставленная в той или иной деятельности, достигается с помощью методов. Метод представляет собой совокупность приемов и средств, которые характеризуют ту или иную деятельность. И эта совокупность поставлена на достижение поставленной цели. Метод обучения является неотъемлемым и важным ...