В настоящее время предлагается проводить элективные курсы начиная с 7 класса профильной школы. Создаётся группа учащихся из параллельных классов, возможно так же создание объединённых групп из учеников последовательных классов.
Для успешного проведения элективного курса необходимо, по возможности, внести их в школьное расписание, не допускать срывов и переносов занятий.
Проведение элективного курса требует высокого уровня профессиональной подготовки учителя. В ряде случаев для проведения элективных курсов приглашают преподавателей высших или средних специальных учебных заведений.
Выбор и посещение элективного курса по математике до 9 класса включительно производится свободно, а в 10–11 классах курсы обязательны для посещения. Требования к ученику такие же, как и в отношении любого учебного предмета: обязательное посещение занятий, выполнение домашних заданий, собранность, дисциплинированность в учёбе и др.
Учитель, предлагающий курсы подобного содержания, должен уже на первом занятии увлечь своих учеников. В данном случае важна не только тема элективных курсов, но и время их проведения.
Кроме того учитель должен придерживаться ряда правил по организации и проведению элективного курса.
Требования к элективным курсам: избыточность (их должно быть много); кратковременность (6-16 часов);
• оригинальность содержания, названия;
• курс должен заканчиваться определенным результатом (творческое сочинение, проект и др.); нестандартность;
• элективные курсы, как правило, носят авторский характер.
Определение учебной программы.
Учебная программа – нормативный документ, в котором отражены цели, содержание, особенности оценки эффективности результатов процесса обучения конкретного учебного курса.
Структурные элементы программы элективных курсов представлены на рис. 3.
Рис. 3. Структура программы элективного курса
Пояснительная записка должна отражать:
актуальность программы, обоснование необходимости программы (доводы о важности изучаемого компонента, недостаточность изучения в базовом курсе, соответствие возрасту, связь с наукой и др.);
цели и задачи программы (развитие интереса, оказание помощи в выборе профессии и др.); Цель должна отражать результат (создать проект и т.д.);
обоснование отбора содержания его логике (элементы программы должны быть взаимосвязаны, должно быть выделено содержание);
указание внутрипредметных и межпредметных связей;
сведения об учащихся, на которых рассчитана программа;
характеристика временных и материальных ресурсов (программа предусматривает типовое оборудование, нуждается в экскурсиях и др.);
технические указания к тексту программы (для всех один текст, повышенного уровня – другой).
Содержательная часть включает в себя:
последовательный перечень тем с их кратким содержанием, указанием времени, необходимого на их изучение;
список демонстраций, практических и лабораторных работ, экскурсий.
Методическая часть содержит:
методические рекомендации;
требования к уровню знаний, умений и навыков, полученных в результате обучения;
развитие компетентности;
критерии эффективности реализации программы;
формы и методы контроля;
список рекомендуемой литературы.
Приложения:
тематическое планирование;
дидактический материал.
Обязательным требованием к введению того или иного элективного курса в образовательный процесс является экспертиза его программы. Экспертиза программы может проводиться на методсовете школьного муниципального уровня.
Итак, разработка элективного курса достаточно трудоемкий процесс, так как необходимо придерживаться ряда правил, а так же иметь большой запас знаний и умений.
Информация о ообразовании:
Диагностические методики по профориентации и их характеристики
В данном параграфе мы охарактеризуем основные диагностические методики, используемые социальным педагогом в работе по профориентации. Для начала дадим определение понятия « диагностика ». Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Диагностика - ...
Характеристика познавательных психических процессов
человека
Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием ("перцепция"). К основным качествам восприятия относят следующие: 1) Восприятие зависит от прошлого опыта ...
Теоретическое обоснование проблемы воспитания готовности детей 7 года жизни
к школе на основе экономических знаний
О готовности к школьному обучению говорят, когда имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологиче ...