Следует помнить, если для нормального развития речи характерно очень раннее и исключительно точное воспроизведение интонаций, отчего место ударения в слове усваивается очень быстро, то неразвитая детская речь пестрит нарушениями слоговой структуры слова.
Отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что ребенок с трудом овладевает ритмико-мелодической стороной слова, отчего оно долго не находит своего послогового выражения. Одно из главных условий логопедической работы с детьми, которым недоступно элементарное словоизменение, — проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи.
Прежде всего необходимо добиваться от детей воспроизведения ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приблизительно). Вначале допустимо про-говаривание только ударного слога, в дальнейшем необходимо научить ребенка воспроизводить слова из двух слогов (1-й класс).
На данном этапе работы не рекомендуется исправлять звуко-произношение. Это может вызвать у некоторых детей речевой негативизм, так как на этом уровне развития речи они еще не в состоянии овладеть артикуляционными нормами. Поэтому логопед может пренебречь произносительными возможностями детей. При этом желательно, чтобы дети произносили все гласные (кроме звука [ы]). Желательно (но не обязательно), чтобы согласные |м], [п], [б], [т], [д] не замещались согласными звуками другого места образования, например звуком [к]. Все согласные звуки могут оставаться недифференцированными на мягкие и твердые, звонкие и глухие.
Согласные язычно-передненёбные ([ш], [ж], [ч], [щ]), требующие поднятия передней части языка к верхним альвеолам, могут замещаться одним общим фрикативным звуком, например мягким [с']. Допустимы и грубые замещения свистящих и шипящих, например призубным звуком. Закономерным является отсутствие соноров. Но уже на этом этапе следует обратить особое внимание на наличие звука [й]. Этот звук может быть легко вызван по подражанию в дифтонгах: ой, ай, эй.
Если ребенок имеет сложные звуковые нарушения и совершенно не овладевает хотя бы приближенными артикуляциями звуков, логопедическую работу лучше строить на базе интонационно-ритмического воспроизведения слов. Только после того как дети овладеют произношением слов первых 3-х классов, сохраняя интонационно-мелодический рисунок, начинается работа по коррекции звукопроизношения. С трехлетними детьми эту работу целесообразнее начинать на материале «лепетных слов».
Рекомендуется использовать следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых логопедом слов со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительном наклонении. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.
К концу данного периода дети должны знать место ударения в заученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и желательно трехсложных слов. При работе над звукопроизношением можно ограничиться следующими согласными звуками: [п] ([б]), [м], [т] ([д]), [н], [к], [х] ([г]), без их дифференциации на мягкие и твердые, звонкие и глухие. Если звукопроизношение остается грубо нарушенным, можно ограничиться интонационно-ритмической структурой слов. В понимании речи дети должны соотносить предметы с их функцией, узнавать знакомые предметы по описанию главных его признаков, уметь показом или в доступной словесной форме ответить на вопросы, поставленные логопедом.
Особенности формирования слоговой структуры слов со стечением согласных Усложняя работу над слоговой структурой слова, логопед в отрабатываемые слова вводит стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. При переходе к словам со стечением следует учитывать, что деление слов на слоги должно происходить на стыке морфем, например: кош-ка (а не ко-шка).
Артикуляционные упражнения предлагается заменить упражнениями в проговаривании стечений согласных звуков, но в эти упражнения включаются лишь те звуки, которые ребенок может произносить правильно. Отработанные стечения согласных звуков затем вводятся в слова, которые первоначально проговариваются детьми по слогам.
Информация о ообразовании:
Плотность вещества
Для знакомства с новой для вас физической величиной, плотностью вещества, отправимся в литейный цех завода с весами и линейкой. Выберем несколько разных по размерам чугунных и алюминиевых слитков прямоугольной формы. Используя весы, измерим массу каждого слитка, используя линейку и формулу V=lbh, и ...
Арт-синтез терапия как комплекс
реабилитационных воздействий
Методы воспитательной терапии, исследованные в предыдущих разделах нашей работы ориентированы на детей ориентированы на любой характер нарушений - дети могут заниматься чтением и лепкой самостоятельно или при помощи родителей и педагогов. На практике довелось поработать с детьми с ДЦП, синдромом Да ...
Эстетическое воспитание школьников
Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках пения, рисования и природоведения. Основное направление этой работы сводится к практическому ознакомлению ребят с различными видами искусства, приучению ...