Изменение роли школы в условиях модернизации образования

Страница 1

Инновационная деятельность современной сельской школы определяет не только культурную среду образовательного учреждения, но и способствует развитию культурной среды сельской семьи, других социальных институтов – библиотеки, клуба, музея. Очевиден тот факт, что в современных условиях сельская школа получила большие возможности для творчества, внедрения новшеств. И при этом очагом нововведений являются не сами по себе отдельно взятые школа или деревня, а наличие в той или иной местности определенных социокультурных условий, проблемных образовательных запросов и общественных структур, сообществ, обеспечивающих процессы обновления образования, переход сельской школы из режима функционирования в режим развития.

Этому также способствует то, что с начала XXI столетия сельская школа реализует ряд стратегически важных государственных постановлений. В частности:

- Концепцию модернизации российского образования;

- Концепцию реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности;

- Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Большая роль образовательному учреждению на селе отведена также в осуществлении приоритетных национальных проектов «Образование», «Здравоохранение» и «Развитие АПК (агропромышленного комплекса) России».

Законодательные постановления, национальные проекты усиливают ориентацию сельских образовательных учреждений на социальный заказ, расширяют общественное участие в управлении образованием; повышают инновационную культуру учреждений образования; призывают осваивать современные образовательные и управленческие технологии; формируют образцы командной работы над проблемами развития образовательных систем; укрепляют финансовую самостоятельность учреждений, их ресурсное обеспечение; создают благоприятные условия для профессионального роста педагогических и руководящих кадров.

И в то же время, несмотря на потенциальные возможности, сельские школы вынуждены решать большое количество проблем, связанных с деятельностью в условиях нестабильного финансирования; старения и износа материально-технического обеспечения образовательных учреждений; утраты кадровой стабильности; изменившегося контингента учащихся в школе (резкое сокращение рождаемости, увеличение количества детей с нарушениями речи, психики, ослабленным здоровьем, не получивших дошкольного образования, детей «вне образования»); утраты школой основного партнера в осуществлении трудовой подготовки школьников (базового предприятия в лице колхоза, совхоза, иного агропромышленного предприятия); перераспределения шансов на получение полноценного образования (невозможность большинства сельских школ обеспечить высокий уровень образования учащимся, позволяющим конкурировать с городскими школьниками).

В распоряжении правительства РФ от 29.12.2001 №1756-р говорится: «Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышение роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителей, образовательного учреждения»

Наиболее продуктивным и тесным в настоящее время является взаимодействие сельской школы с окружающей средой через различные разновозрастные объединения детей и родителей, через различные формы сотрудничества с семьей. Сотрудничество семьи и школы – одна из «вечных» проблем в педагогике и решалась по-разному в различные исторические эпохи. Сегодня, очевидно, что воспитать ребенка изолированно от общества нельзя. И хоть это общество и несовершенно, надо научить подрастающего человека оценивать и «фильтровать» социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное. В этом школе помогает семья.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Роль звукового анализа слова в развитии фонематического слуха младших школьников
На современном этапе развития общества среди детей, которые поступают в школу, нет таких, которые не знали бы о существовании букв, не видели бы их в книгах. Звуки же, в отличие от букв, могут до обучения отсутствовать в сознании ребенка, не существовать для него. Поэтому правильно поступают те учи ...

Психологические предпосылки формирования познавательного интереса
Интерес выступает перед нами как: избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; мощный побудитель активн ...

Практический опыт профориентационной работы социального педагога в школе
На сегодняшний день выпускники общеобразовательных школ сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у учащихся. В ходе работы с учащимися мы сталкиваемся с отсутствием психологической ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru