Педагоги прошлого отождествляли наглядность с чувственностью (наблюдаемостью) предметов и явлений, при этом ссылаясь на психическую природу человека. Чувственность есть одно из свойств, один из этапов процесса познания. Во всяком процессе познания участвуют познающий субъект и познаваемый объект. Само познание осуществляется субъектом с помощью органов чувств и мышления. Для познания объекта субъект обычно не ограничивается простым его восприятием, но активно на него воздействует. В процессе такого непосредственного чувственного познания субъект получает различного рода ощущения. Чтобы расширить сферу познания и изучать объекты, непосредственно не воспринимаемые, разрабатываются особые методы и средства. Все эти случаи связаны с опосредованным чувственным познанием, когда между субъектом и объектом находятся какие-то посредники (приборы, аппараты, другие объекты или их модели), например различные приборы, «усиливающие» органы чувств (бинокль, телескоп, эхолот и др.).
При создании средств обучения следует стремиться к тому, чтобы информация, заложенная в них, подавалась во всех трех формах репрезентации (конкретно-образной, схемно-модельной и словесной). Это в наибольшей степени может быть реализовано в экранных средствах обучения (кинофильмах, диафильмах, сериях диапозитивов).
Под конкретно-образной формой предъявления задач понимается изображение, близкое к натуре или копирующее её (рисунки, фотографии биологических объектов, явлений, процессов); под схемно-модельной формой — схематическое (более абстрактное) изображение тех же объектов, явлений, процессов; словесная форма подразумевает абстрактную (знаковую) информацию о том же учебном материале.
Особенностью наглядных методов обучения является то, что они должны предлагаться, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.
При создании проблемных ситуаций с помощью средств наглядности противоречия возникают в случае несовпадения устной информации и восприятия наглядного материала. Познавательное противоречие, возникающее при несовпадении информации, служит средством активизации стремления к приобретению нового знания гораздо интенсивнее тогда, когда не только непонятен отдельный факт, но представляется принципиально невозможным совмещение отдельных информаций. Данные, полученные в словесной форме, и данные, почерпнутые из восприятия наглядного материала – компоненты противоречия, которые специфичны только для проблемных задач, основанных на применении наглядного материала, и поэтому определяют особенности использования средств наглядности в создании проблемных ситуаций. Выход из противоречия, возникающего при несовпадении информации, учащийся видит в том, чтобы найти новое знание, которое даст ему возможность преодолеть возникшее затруднение. Создание проблемных ситуаций на основе противоречий, получаемых при устном и зрительном восприятии наглядного материала, повышает роль учителя, обеспечивает возможность добиваться больших успехов в управлении учебным процессом.
Наглядные средства наиболее успешно решают следующие дидактические задачи:
-способствуют развитию у учащихся наглядно-образного мышления;
-выступают в роли средства активизации внимания при усвоении любого учебного материала;
-содействуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся;
-позволяют конкретизировать изучаемые теоретические вопросы;
-расширяют сферу показа практических применений изучаемых вопросов, которые непосредственно не могут стать предметом наблюдения учеников в ходе урока;
-создают возможности для моделирования ряда непосредственно не наблюдаемых процессов и явлений;
-наглядно систематизируют и классифицируют изученные;
-выступают в роли методов стимулирования интереса к учению, создания установки на эффективное учение;
-позволяют в конкретизированной форме получать информацию о степени усвоения учебного материала.
Информация о ообразовании:
Экскурсия на озеро Инерка
Выездная экскурсия проводиться во внеурочное время. Выезд лучше организовывать весной или летом. Место проведения экскурсии: Большеберезняковский район Республики Мордовия. Цель экскурсии – изучить физико-географическое состояния долины реки Суры и озера Инерка и выявить влияние негативных экологич ...
Методы и организация исследования
Исследования проводилось в Юрьевской средней школе. В исследовании участвовали 5 учеников 2 класса c разным уровнем успеваемости.- § 1 отличник § 2 ученика со средним уровнем успеваемости § 1ученик с низким уровнем успеваемости В практической части мы разработали анкету для выяснения уровня патриот ...
Академическая система художественного образования в XVI - XII веках
В конце XVI века появляются новые направления в области художественного образования и эстетического воспитания, новые педагогические принципы и установки. Иначе стала строиться и методика преподавания рисования. XVII век в истории методов обучения рисованию следует рассматривать как период становле ...