Сфера дополнительного образования способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных, субъект-субъектных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком как равноправных субъектов образовательного пространства, что обеспечивает личностный рост каждого субъекта, как необходимую предпосылку жизненного самоопределения и раскрытие творческого потенциала.
Модель образовательного пространства взаимодействия основного и дополнительного образования с позиций синергетики рассматривается как самоорганизующаяся целостность, где каждый участник образовательного пространства выступает одновременно и как объект, и как субъект, и как условие социализации и индивидуализации детей. Эта программа может объединить содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет детям более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала.
Современная массовая культура все дальше уводит людей от народных традиций и фольклорных форм творчества, развивает низкопробные вкусы и приземляет творческие стремления человека. В какой-то степени развитие народного художественного творчества поддерживает общественное мнение, но этого недостаточно, так как в целом психологическая атмосфера в обществе значительно ухудшилась. Эксперты оценивают ее как напряженную, способствующую созданию некачественной продукции, благоприятствующую проявлению негативных чувств, страстей и животных инстинктов, способствующих деморализации. К этому следует добавить отрицательное воздействие на традиционные виды народного творчества научно-технического прогресса в тех антигуманных формах проявления, которые у нас не редки. Кроме того, плодами научно - технического прогресса становится обеднение эмоций и чувств у современного человека. Люди поглощены телепередачами, приобретают новейшую аудио и видеоаппаратуру, увлекаются компьютерными играми.
Важность возрождения, сохранения и развития народного художественного творчества обусловлена его воздействием на духовный мир человека. Заботясь о сохранении народной культуры, мы формируем в людях чувство принадлежности к своему народу, сохраняем нравственные нормы, выработанные предшествующими поколениями. В последнее время повысилась его значимость в развитии национальных чувств. Но в то же время народная культура во многом утрачивает свои позиции в регулировании социального поведения и в передаче нравственных норм и ценностей. Она не способна обеспечить решение всех проблем, связанных с социализацией личности в сложных современных условиях, но ее роль и воздействие на человека могли бы быть значительно выше.
Информация о ообразовании:
Концептуальные позиции развития профессиональных деструкций личности
Основываясь на анализе литературы, сформулируем следующие концептуальные положения развития профессиональных деструкций личности: 1. Профессиональное становление сопровождается разнонаправленными онтогенетическими изменениями личности. Профессиональное развитие — это приобретения и потери, а значит ...
Диагностирование навыка ансамблирования в процессе коллективных занятий у детей младшего школьного возраста
Ансамбль – это слитность по силе и тембру отдельных голосов внутри партии и равновесие в звучности между партиями хора. Понятие «хорового ансамбля» в хороведении рассматривается как «художественное единство, согласованность и уравновешенность всех компонентов исполнения» (Краснощеков В.И.) в хорово ...
Формы проявления педагогического такта в гуманно-личностной концепции Ш.А.
Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент ...