Начиная с 5-го класса, ученики часто встречаются с этими задачами. Еще в начальной школе учащимся дается понятие «общей скорости». В результате у них формируются не совсем правильные представления о скорости сближения и скорости удаления (данной терминологии в начальной школе нет). Чаще всего, решая задачу, учащиеся находят сумму. Начинать решать эти задачи лучше всего с введения понятий: «скорость сближения», «скорость удаления». Для наглядности можно использовать движение рук, объясняя, что тела могут двигаться в одном направлении и в разном. В обоих случаях может быть и скорость сближения и скорость удаления, но в разных случаях они находятся по-разному. После этого ученики записывают следующую таблицу:
Таблица 1.
Методы нахождения скорости сближения и скорости удаления
|
Движение в разных направлениях | |
Скорость удаления |
|
|
Скорость сближения |
|
|
V1-V2 |
V1+V2 |
При разборе задачи даются следующие вопросы.
С помощью движения рук выясняем, как двигаются тела относительно друг друга (в одном направлении, в разных).
Выясняем, каким действием находится скорость (сложением, вычитанием)
Определяем, какая это скорость (сближения, удаления). Записываем решение задачи.
Пример №1. Из городов А и В, расстояние между которыми 600 км, одновременно, навстречу друг другу вышли грузовая и легковая машины. Скорость легковой 100 км/ч, а грузовой – 50 км/ч. Через сколько часов они встретятся?
Учащиеся движением рук показывают, как движутся машины и делают следующие выводы:
машины движутся в разных направлениях;
скорость будет находиться сложением;
так как они движутся на встречу друг другу, то это скорость сближения.
Решение:
100+50=150 (км/ч) – скорость сближения.
600:150=4 (ч) – время движения до встречи.
Ответ: через 4 часа
Пример №2. Мужчина и мальчик вышли из совхоза в огород одновременно и идут одной и той же дорогой. Скорость мужчины 5 км/ч, а скорость мальчика 3 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
С помощью движения рук, выясняем:
мальчик и мужчина движутся в одном направлении;
скорость находится разностью;
мужчина идет быстрее, т.е., удаляется от мальчика (скорость удаления).
Решение:
5 – 3 =2 (км/ч) – скорость удаления.
2*2=4 (км) – расстояние между мужчиной и мальчиком через 2ч.
Ответ: 4 км.
Информация о ообразовании:
Приемы развития устной и письменной речи младших школьников
На уроке в школе учитель может использовать ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию строя речи и др. В устной речи различают правильность орфоэпическую и произносительную. Работа над орфографической грамотностью и прои ...
Категории и принципы социальной педагогики
Категории педагогики и социальной педагогики. Социально-педагогическая деятельность. Социальное обучение. Воспитание и социальное воспитание. Понятия «принцип» и «правило». Принцип природосообразности. Принцип культуросообразности. Принцип гуманизма. Научный статус и социальный престиж той или иной ...
Структура коллектива
В различных подсистемах отношений одни и те же члены коллектива могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутриколлективных отношений социальные психологи пользуются специальными понятиями: «позиция», «статус», «внутренняя установка» ...