Тренировку следует рассматривать как единый процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей организма. Тренировка является педагогическим процессом, в котором воспитание волевых качеств, совершенствование техники движений сочетаются с ростом функциональных возможностей человека. Это сочетание в конечном итоге обеспечивает повышение уровня работоспособности организма.
В основе тренированности лежат механизмы приспособления, осуществляемые высшим отделом центральной нервной системы. В результате длительного приспособления организм привыкает работать более экономно и приобретает высокую способность к быстрой мобилизации своих функциональных возможностей.
Систематические занятия физкультурой и спортом ведут к повышению общей работоспособности организма и достижению наивысших результатов в избранном виде спорта.
Ведущими положениями тренировок являются: постепенность в нагрузке, разностороннее воздействие на организм и на все его системы и органы, применение при возросшей физической и функциональной подготовленности максимальных мышечных напряжений. Под влиянием тренировки происходит дальнейшая функциональная перестройка организма, которая захватывает все системы и органы.
А. Н. Крестовников предложил показатели тренированности рассматривать дифференцированно:
а) по данным различных систем в состоянии относительного покоя, но с учетом периода тренировок и соревнований;
б) по величине реакции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем при выполнении точно дозированных или стандартных нагрузок;
в) по реакции организма на максимальное напряжение, какое способен выполнить хорошо тренированный спортсмен и чего не может выполнить неподготовленный. Известно, что организм тренированного человека отличается большей мобильностью, выносливостью и работоспособностью.
Состояние тренированности, обусловливаемое взаимодействием всех систем организма, есть результат влияния коры больших полушарий на нейрогуморальные механизмы. Сопоставляя функциональные способности различных органов в состоянии покоя и при выполнении мышечных напряжений, видно значительное увеличение функциональных возможностей у тренированных субъектов.
Для правильной оценки общего состояния тренированности врач должен быть знаком с действующими физиологическими классификациями физических упражнений.
Физиологические классификации физических упражнений:
Вес физические упражнения условно принято делить по основным двигательным качествам:
— упражнения на быстроту, на короткие и средние дистанции у легкоатлетов, пловцов, конькобежцев, велосипедистов;
— упражнения на силу — упражнения в поднятии тяжестей, борьба, упражнения на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, кольца, конь), метание молота, диска, толкание ядра;
— упражнения на выносливость — все длинные и сверхдлинные дистанции у легкоатлетов, пловцов, лыжников, велосипедистов, конькобежцев, гребцов;
— упражнения на ловкость — гимнастические упражнения, в особенности акробатические, легкоатлетические (прыжки в высоту, с места, с разбега, с шестом), прыжки с трамплина (лыжников, пловцов), слалом, фигурное катание на коньках, спортивные игры.
Все виды мышечной деятельности принято делить на динамическую работу и статические усилия (в зависимости от того, какой характер работы преобладает). Дина м и-' ческу ю мышечную работу в свою очередь подразделяют на циклические и ациклические упражнения. К циклическим упражнениям относят такие, при которых чередование двигательных циклов происходит в строго определенном порядке с соблюдением определенного ритма (ходьба, бег, ходьба на лыжах, плавание и т. п.), к ациклическим упражнениям относят такие, при которых правильное чередование двигательных циклоз отсутствует, ритм движений постоянно нарушают (спортивные игры, поднятие штанги, бокс, борьба и т. п.).
Основное различие между циклической и ациклической работой заключается в том, что первую осуществляют с относительно постоянной интенсивностью, а вторую — всегда с переменной. По признаку интенсивности динамические циклические упражнения делят на 4 основные группы:
а) циклические упражнения максимальной интенсивности (короткие дистанции);
Информация о ообразовании:
Закономерности и принципы воспитательного процесса
Закономерности – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи м/у явлениями и процессами. Принципы – это основные положения, сформировавшиеся в виде требований к организации педагогического процесса. Метопринципы. Принцип центрации воспитания на развития личности – направленность на р ...
Организация, задачи и содержание исследования
Экспериментальное исследование проводилось с учащимися 2-го класса средней школы №9 г.Бирск в течение 2004-2005 учебного года. Были обследованы дети в количестве 10 человек. Для проведения экспериментального исследования мы использовали методики В.П. Глухова, Т.А. Фотековой, И.Н. Садовниковой. Рече ...
Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного
предмета. Ученики и последователи И. Г. Песталоцци
В XVIII — первой половине XIX века рисование начинает прочно завоевывать свое место в общеобразовательных школах. Начало этому положил швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), которого не случайно учителя рисования назвали отцом школьной методики. Рисование в школе Песталоцци рассм ...