Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.
Во-1х, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Они выступают средством обновления образовательной политики.
Во-2х, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин требует постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.
В-3х, изменение характера отношения учителей к факту освоения и применения новшеств. Уч-ль может выбирать новые программы, учебники, использовать новые приемы и способы пед-ой дея-ти.
В-4х, вхождение ОУ заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, создает ситуацию конкурентоспособности.
Критерии педагогических инноваций.
Основным критерием инновации выступает новизна. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения.
Оптимальность. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.
Результативность – определенная устойчивость положительных результатов в дея-ти учителей.
Возможность творческого применения инновации в массовом опыте – критерий пед. инновации.
Педагогические новшества на практике работы учебных заведений применяются не интенсивно. Из-за того, что инновация не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации; внедрение педагогических инноваций предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни в личностном, психологическом отношении. Также одной из основных причин является отсутствие в школах инновационной среды – определенной морально-психологической обстановки, подкрепленной комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы.
В пед-ой лит-ре выделяют два типа инновационных процессов в области образования: стихийные (на эмпирической основе) и целенаправленные (яв-ся продуктом научно-культивируемой дея-ти).
Воспитание – рассматривается в пед-ке в широком и в узком смысле. В широком – это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. В узком – это целенаправленная деят-ть по формированию у детей системы качеств лич-ти, взглядов и убеждений. Воспитание яв-ся двусторонним процессом, т.е. в нем участвуют всегда два субъекта воспитатель и воспитанник, тоже самое можно сказать об обучении и образовании.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие лич-и и предполагает гуманный характер отношений м/у участниками пед-го процесса. Цель – это идеальное представление о результате. Яв-ся исходной точкой для организация деят-ти. Она определяет содержание, методы, формы деят-ти. Существует проблема: «каким представляется идеал человека данного общества».
Выделяют несколько аспектов проблемы целей воспитания:
1. Соотношение идеальной и реальной цели. Необходимо формулировать систему целей, достижении к-х реально в этом воспитательном процессе.
2. Трудность в определении и фиксации уровней достижения целей.
3. Субъективный характер цели. Содержание цели во многом зависит от личности воспитанника и воспитателя. Воспитатель акцентирует цель в отношении со своим воспитанникам, установками, мировоззрением.
Информация о ообразовании:
Понятие игровой деятельности
в психолого-педагогических исследованиях
Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей. Вместе с тем, по замечанию С.Л. Рубинштейна (1989), игра, невольно чаруя и привлекая как жизненное явление, оказ ...
Физические упражнения как основное средство физического воспитания детей
дошкольного возраста
Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает важное место в системе Российского воспитания. Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в это время осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается баз ...
Эстетическая подготовка, ее значение
Эстетическая подготовка – это одна из сторон совершенствования личности занимающегося, которая возникает в связи с эстетическим освоением избранной сферы деятельности. Смысл и цель ее в процессе занятий состоит, по нашему мнению, в формировании эстетического отношения ко всем сторонам той деятельно ...