Для современной системы социально-воспитательной работы с населением по месту жительства характерна тенденция качественной перестройки организации и руководства этой системой, например, со стороны инновационного воспитательного учреждения – Центра воспитательной работы, координирующего и направляющего совместную деятельность всех воспитательных институтов микрорайона. Отсюда, координация воспитательной деятельности с населением по месту жительства должна осуществляться в рамках территориальной единицы – микрорайона. Микрорайон как территориально ограниченная общность людей в семейно-бытовой среде складывается в зависимости от конкретных региональных условий, природных и национальных особенностей, своеобразия структуры и типа застройки жилого массива, его культурно-производственного окружения, местонахождения (город или село). Границы его не обязательно совпадают с микрорайоном школы или жилищно-коммунального учреждения. За основу берется такая единица административного деления, в рамках которой осуществляется деятельность муниципальных органов с населением конкретного жилого массива по всем направлениям – по программе социальных мероприятий в сфере культурно-бытового, медицинского, торгового обслуживания, ведения жилищно-коммунального хозяйства, строительства учреждений народного образования, культуры, спорта и т.д. В структуре административных микрорайонов, разделенных на избирательные участки, проводятся выборы в местные и высшие органы государственной власти в нашей стране.
Такой принцип определения границ микрорайона как территориальной единицы в организации воспитательной работы с населением по месту жительства помогает обеспечивать единство в решении социально-воспитательных и хозяйственных задач, способствует наиболее полному использованию возможностей всех учреждений и организаций, причастных к работе в данном жилом массиве. Центр воспитательной работы может осуществлять свою работу по двум вариантам: либо закрепляясь за домами или улицами, организуя разностороннюю воспитательную работу с конкретным контингентом их жителей; или выбирая определенные направления работы со всем населением микрорайона или его отдельными категориями.
Примерное распределение обязанностей между учреждениями, организациями, входящими в Центр воспитательной работы в микрорайоне, приведены в таблице:
Организация |
Направление и содержание выполняемой работы |
Лица, выполняющие работу |
Центр воспитательной работы |
Педагогическое руководство воспитательной деятельности всех входящих в Центр воспитательной работы учреждений |
Педагогический коллектив под руководством директора, организатора |
Школа |
Организация внеурочной деятельности школьников в микрорайоне |
Классные руководители, учи теля – предметники, педагоги - организаторы, ученические общественные организации |
Учреждения культуры и спорта |
Целенаправленная культурно-просветительная, спортивно - оздоровительная и другая работа с детским и взрослым населением |
Коллективы учреждений |
Органы милиции |
Организация и проведение работы с неблагополучным контингентом жителей (охрана общественного порядка и профилактика правонарушений ) |
Участковые уполномоченные, инспекция по делам несовершеннолетних |
Жилищно-коммунальные учреждения |
1.Создание материально - финансовой базы для воспитательной работы с населением 2.Благоустройство микрорайона |
Начальник |
Центры социальной помощи |
1.Оказание различных форм помощи людям. 2 Создание условий для реабилитации детей и подростков 3.Диагностика |
Педагоги – психологи, социальные педагоги |
Совместные воспитательные дела Центра воспитательной работы планируются и осуществляются на основе воспитательных возможностей и потребностей каждого микрорайона. Эти возможности выявляются при изучении и социально-педагогическом анализе культурно-производственного окружения, материально-бытовых условий, духовного потенциала проживающего здесь населения.
Информация о ообразовании:
Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике
В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развити ...
Общие и конкретные закономерности процесса обучения
Закономерности – это существующие, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между определенными явлениями, процессами или компонентами процессов. Закономерности выявляются эмпирическим путем из опыта. Общие закономерности процесса обучения касаются процесса обучения в целом. Закономерность цели ...
Интеллектуальные нарушения. Этиология и патогенез
Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией – детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами и т.п., - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем ра ...