В научной литературе по психологии и педагогике коллектива можно встретить не мало различных вариантов описания стадий и уровней, ступеней и этапов, которые группа проходит в своем движении к коллективу.
Детская группа в своем развитии на пути к коллективу проходит пять основных этапов:
1)Номинальная группа. Это начало формирования группы, первые шаги ее социально-психологического развития. Номинальная группа представляет собой лишь формальное объединение друг с другом ранее не знакомых людей. Здесь осуществляется общее знакомство людей, возникают симпатии и антипатии, происходит первичное распределение обязанностей в совместной работе, приводящее к появлению лидеров.
2)Группа – ассоциация. Эта группа имеет общую цель, официальную структуру, но не действует как единое целое. В ней еще нет организационного единства, психологической коммуникативности. Переход группы на этот этап развития происходит после знакомства учащихся друг с другом и связан с выработкой более- менее устойчивых взаимных оценок, стабилизацией взаимоотношений.
3)Группа кооперация. Такая группа отличается установившейся структурой, высоким уровнем подготовленности к решению необходимых задач, сотрудничеством. Жизнь таких групп разнообразна, они активно включаются в дела школы, лагеря. Однако их работа в целом отличается неритмичностью и повышенным эмоциональным напряжением.
4)Группа – автономия. На этом этапе группу отличает достаточно высокий уровень развития по многим параметрам, особенно по психологическому единству. Такой группе свойственны внутренняя сплоченность, спаянность, отсутствие группировок по симпатиям и антипатиям. Многие ребята таких классов собираются вместе и в каникулы, занимаются сообща теми делами, которые их интересуют.
5)Группа – коллектив. Это высший уровень развития контактной группы. Ей свойственны единые интересы, организованность, подготовленность. Группам, достигшим уровня коллектива, присущи гармония личных, групповых и общественных интересов, инициатива и активность в достижении общественно полезных целей.
Информация о ообразовании:
Преподавание русского языка и литературы в школе
Педагогическая практика согласно учебному плану проводилась в качестве преподавателя Русского языка и Литературы в 1 гимназии в течение 5 недель с 16 февраля 2009 г. по 20 марта 2006г. Анализ учебной работы За время педагогической практики мной было проанализировано 6 уроков педагогов-методистов и ...
Развитие движений у детей младшего возраста при помощи игровых ситуаций в
различных формах организации
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствовани ...
Ценности коллектива
Социально-психологическую основу отношений в коллективе составляют принятые в нем ценности, то есть то, что коллектив считает наиболее важным и значимым в его жизни и деятельности, в личности и поведении каждого члена. В классе, например, могут особо цениться честность, отзывчивость, доброта, смело ...