Система социального обслуживания и современные технологии комплексной реабилитации и детей и подростков с проблемами развития

Статьи по педагогике » Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями » Система социального обслуживания и современные технологии комплексной реабилитации и детей и подростков с проблемами развития

Страница 4

Использование музыки, движения, рисования на логопедических занятиях с детьми с тяжелыми речевыми нарушениями способствуют развитию всех компонентов речи, двигательной сферы, слуховых функций, повышает эффективность педагогического воздействия на ребенка. Широкое распространение получила система Марии Монтессори, идея которой в том, чтобы подготовить ребенка к интеграции в социум. Кабинеты Монтессори имеются в ГУ РЦДИ, в РЦ "Журавушка" г. Самара, в РЦ "Виктория" г. Тольятти, в РЦ Сызранского района, частично приобретен материал в РЦ "Радуга" г. Отрадный.

Данная система вызывает у российских педагогов разную реакцию - от полного восхищения до критики по поводу ее "прозападной направленности", обиды за незаслуженное забвение других систем, разработанных отечественными учеными. На наш взгляд, если бы речь шла только о технологиях, методиках и особых принципах воспитания, то, возможно, были бы основания утверждать, что эта система пропагандирует западный образ жизни. Но в центре системы Монтессори стоит ребенок - независимо от того, какой это ребенок: западный или российский. Это система саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде. В этом весь смысл. Ребенок развивается сам в любых условиях, где бы он ни родился, а все техники и методики лишь помогают ему развиваться так, как это принято в данной культуре. Применение компьютеров соотносительно к реабилитационному процессу может быть весьма многогранным и обширным. Прежде всего, это развивающие и обучающие компьютерные игры, ставшие одним из методов коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов. Основной целью применения развивающих компьютерных игр является стимуляция интеллектуальной деятельности ребенка, формирования и совершенствования его высших психических функций. Кроме того, компьютерные игры необходимы для развития быстроты реакции ребенка, а также его манипулятивной деятельности. Логопедические и дефектологические занятия современного уровня также немыслимы без компьютерных игр. Хорошо зарекомендовала себя и широко применяется на практике компьютерная психологическая диагностика. Перед работниками специальных учреждений стоит задача сформировать у воспитанников знания и умения, необходимые им в быту, а в будущем и в самостоятельной жизни. В связи с особенностями развития, дети с отставанием в развитии в большей мере, чем дети с сохранным интеллектом, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии. И здесь одной из современных форм социальной адаптации детей с особыми нуждами могут быть занятия в специально организованных комнатах - комнатах социально-бытовой адаптации детей (КСБА). С точки зрения организации учебно-методического процесса КСБА представляет собой модель реальных объектов, предметов, с которыми ребенок-инвалид может и, что особенно важно, должен столкнуться в повседневной жизни. Занимаясь в КСБА, ребенок является непосредственным участником процесса, а не его пассивным наблюдателем.

Основными целями работы психологической службы являются создание условий для обеспечения психического здоровья и развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств. Для детей в возрасте от 0 до 3,5 лет применяются методики "Шкала KID" и "Шкала RCDI". С их помощью можно наиболее точно диагностировать спектр нарушений детей раннего возраста и с учетом этого строить коррекционную работу.

Таким образом, в России основной комплекс мер по реабилитации ребенка с ограниченными возможностями определяется его индивидуальной программой реабилитации, осуществляется в специализированных учреждениях социальной защиты, специалисты которых разрабатывают, внедряют и реализуют в своей деятельности современные методы комплексной реабилитации. При реализации коррекционных задач также широко применяются такие методики реабилитации как игротерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированная терапия и другие нетрадиционные, инновационные воспитательные технологии, методы, направленность и результаты реабилитационного воздействия которых исследованы в следующем разделе работы.

Страницы: 1 2 3 4 


Информация о ообразовании:

Скаутский Метод в действии
Чтобы Скаутский Метод работал эффективно в группе молодых людей, взрослый руководитель должен уметь надлежащим образом использовать элементы Скаутского Метода и динамику Скаутинга в действии. Динамика Скаутинга состоит из четырех взаимосвязанных и взаимозависимых элементов: 1. Воспитательные цели В ...

Анализ сочинений
Смысл уроков анализа в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Поэтому на таких уроках учитель кратко анализирует содержательно-речевую сторону проверенных работ: раскрытие темы сочинения, наличие замысла, степень его реализации и оригинально ...

История эвристического обучения. Общая характеристика эвристического метода обучения
Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) - методология научного исследования, а также методика обучения, основанная на открытии или догадке. 1) В Древней Греции – система обучения путем наводящих вопросов; 2) совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскани ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru