Библиотерапия в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

Страница 4

Признанный мастер комического Н.Гоголь писал: "Нет, смех значительней и глубже, чем думают. Не тот смех, который порождается временной раздражительностью, желчным болезненным расположением характера, не тот также легкий смех, служащий для праздности развлечений и забавы у людей, - но тот смех, которые весь излетает из светлой природы человека, излетает из нее потому, что в ней заключается вечно бьющий родник его… Нет, не справедливы те, которые говорят, будто возмущает смех. Возмущает только то, что мрачно, а смех светел. Многое возмутило бы человека, бывает представлено в наготе своей, но озаренное силой смеха, несет оно уже примирение в душу…".

"Смех стоит гораздо дороже, чем я полагал, за него не жалко отдать целое королевство". Так говорит в детской повести Джеймса Крюса "Тим Талер, или Проданный смех" современный дьявол, которому мальчик Тим продал свой смех. При помощи друзей Тим отбирает смех обратно. Отбирает то, что ценнее всех богатств.

В мире художественной литературы, множество произведений, посвященных природе комического, проблеме смеха. Назовем хотя бы те, в которых эта тема вынесена в название: "Проданный смех" Д.Крюса, "Человек, который смеется" В.Гюго, "Красный смех" Л.Андреева и, конечно, книги таких энциклопедистов смеха, как Ф.Рабле, Я.Гашек, Н. Гоголь, А.Чехов, М.Зощенко и другие.

Улыбка, радостное настроение помогают противостоять болезням. Недаром известный французский гуманист, врач и писатель Франсуа Рабле (XVI в.) в предисловии к своему сатирическому роману "Гаргантюа и Пантагрюэль" писал, обращаясь к читателям: "Итак, забавляйтесь друзья, и веселите себя этим чтением, телу на удовольствие, почкам на пользу!"

Особенно необходимы смех и радость, которые несут с собой добрые и веселые книги, больным детям. Об этом неоднократно говорил К.Чуковский, рассказывая, например, как благотворно влияли на детей, лечившихся в костнотуберкулезном санатории, чтение веселой книги Р.Э.Распэ о приключениях барона Мюнхаузена.

Сейчас на счету нашей детской литературы не менее двух десятков писателей - юмористов: А.Барто, С.Маршак, Б.Заходер, Д.Хармс, С.Михалков и другие - в области поэзии, Е.Шварц, Н.Носов, Ю.Сотник, Л.Давыдычев, В.Драгунский, В.Голявкин, Э.Успенский - в области прозы.

Юмористическая книга, воздействуя смехом и добротой на читателя, поможет ему справиться со многими проблемами. Веселые приключения героев, над которыми можно посмеяться, смеясь одновременно как бы и над собой, развивают чувство юмора, а вместе с тем и интеллект ребенка. В жанровом отношении юмористическая литература представлена в чтении детей литературными сказками, поэмами, стихами, повестями, рассказами. Очевидно, что такой богатый массив юмористической литературы, которым мы обладаем, может более активно использоваться в библиотерапии для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Таким образом, выбор литературы для читателей-детей и подростков с ограниченными возможностями зависит от конкретных целей. Необходимо учитывать физическое и психическое состояние ребенка при рекомендации ему литературы. Чаще всего библиотерапевтическое направление работы предполагает интерес к книгам оптимистическим, веселым, с острым сюжетом и, что не менее важно, привлекательного вида; напротив, мрачные, депрессивные, печальные тексты нежелательно использовать в библиотерапевтической практике. На сегодня сложилась определенная практика практика отбора книг для детей, но принципы такого отбора недостаточно сформулированы. На наш взгляд, один из главных принципов отбора - герой книги обязан сам, без посторонней помощи побороть свое несчастье или болезнь, справиться с трудностями. Кроме того, книга должна быть легкой для чтения, в процессе чтения должно появляться ощущение сопереживания, книга должна давать возможность задуматься о своей жизни, увидеть ее в новом, необычном свете.

Осмысление приемов и методов библиотерапии приводит нас к убеждению, что это сложный процесс, который требует особого мастерства и опыта, которым в достаточной мере владеют работники библиотек. В этой связи особенно актуальным для реабилитационной работы отделения палласовского Центра является разработка целевой программы социокультурных мероприятий, проводимых в сотрудничестве с палласовской детской библиотекой.

Страницы: 1 2 3 4 


Информация о ообразовании:

Физиологические основы речевой деятельности человека
Речь основана на работе различных механизмов, среди которых можно условно выделить мозговые и периферические. К мозговым относят собственно систему речи, или вербальную систему, благодаря которой реализуется суть речевого процесса. Именно работа этой системы до настоящего времени представляет наиме ...

«Сетлемент» - С.Т.Шацкого
В условиях демократического подъема в педагогике, в практике прогрессивных учителей появляется поиск новых путей просвещения народа, подготовки подрастающего поколения к жизни. Проблема занятности детей во внешкольного времени стала острой социальной проблемой. Педагоги-энтузиасты, чтобы отвлечь де ...

Система социального партнерства
В своей работе педагогический коллектив учитывает особенности социальной среды и выступает как культурно-просветительный и образовательный центр не только для детей, родителей, но и всего населения в целом. В школе налажена система работы с родителями. Ежегодно проводится сбор информации и анализ д ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru