Информатизация как одна из ведущих тенденций научно-технического прогресса затрагивает многие стороны жизни современного общества. Интенсивно создаются информационная индустрия, информационные технологии. Любая наука рассматривается как один из способов накопления, хранения и переработки информации, ее анализа, выработки норм, правил отбора информации, создания методик и методологии конструирования моделей.
Информация приобретает черты информационного поля, окружающего человека. Происходит разделение профессий по двум сферам: сфере производства самой информации (инженер, ученый, писатель, руководитель, учитель и др.) и сфере производства различных информационных услуг (журналистика, ЭВМ, радио, телевидение, книгоиздательство, реклама и др.).
С развитием ЭВМ, микроэлектроники и мощных технических средств информатизации возникает понятие инфосферы. Современный человек, входа в ноосферу (сферу разума) в качестве ее активного компонента, начинает осознавать информационную картину мира, овладевать информационной культурой. В наш обиход входят такие понятия, как «информация», «информационный вакуум», «информационные потоки», «информационный шум», «информационное агентство», «средства массовой информации», «информационный взрыв» и др. Информационные процессы, происходящие в обществе, оказываются необходимой составной частью всей социальной жизни людей.
Основной функцией педагогики как науки является исследование законов, закономерностей и тенденций развития человека, формирования личности, организации учебно-воспитательного процесса, объяснение педагогических явлений вообще. Для надежных и объективных выводов исследователю необходимы факты. «Факты — воздух ученого», — говорил академик И.П. Павлов. И это действительно так: без фактов нет науки, а есть только предубеждения, фантазия, домыслы, выдумки. К.Д. Ушинский также утверждал в педагогике приоритет фактов перед фантазией, не опирающейся на реальность.
Итак, для развития любой науки, в том числе педагогики, необходимы факты. Эти факты где-то имеются, притом в одних случаях как бы на поверхности, в других — в глубине явлений и событий, а в-третьих — их совсем нет, их нужно создавать самому исследователю (т.е. по приблизительной аналогии — сеять и выращивать). Эти всевозможные «хранилища» продуктов воспитательной деятельности человека и общества, т.е. базы фактов педагогического содержания, откуда исследователь черпает сведения и первичную информацию о педагогическом процессе называются - педагогическими источниками.
Педагогические источники разнообразны по способу фиксации и опредмеченности, по происхождению и содержанию. Выделим три больших группы педагогических источников.
Информация о ообразовании:
Содержание учебного материала как источник познавательного интереса
Для реализации объективных возможностей формирования развития познавательного интересов, заложенных в содержание учебного материал, необходимо при подготовке к учебному году, составления перспективно -тематических планов, планов уроков с этой точки зрения проанализировать содержание тем курса. Суще ...
Подготовка воспитателя к занятию
Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и прив ...
Маршруты профильного обучения
Профильное обучение развивается по трем организационным направлениям, которые можно считать уровнями или индивидуальными маршрутами: 1. Собственно профессиональное образование
, обеспечивающее получение массовых профессий обычно низкой квалификации; 2. Начальное профессиональное образование
, ориен ...