Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания школьников

Статьи по педагогике » Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания школьников

Общественным является тот факт, что отличия функциональных обязанностей специалистов физической культуры и спорта накладывают определенный отпечаток на содержание их профессиональной деятельности. (П.А. Якимова, 1998). А в современных условиях развития общества остро поднимается вопрос о педагогических кадрах, в котором особое внимание уделяется профессионально – педагогической подготовке (Т.В. Бакшева, 2001).

При подготовке специалистов в области физической культуры и спорта эстетическое воспитание имеет особое значение. Потому как, занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического. Их цели основаны на единстве – формирование человека, где физическое совершенство составляет часть эстетического идеала (Н.С. Бервинова, 1977).

В сфере общего образования эстетическое воспитание играет большое значение. Учитель физической культуры, воздействуя на развитие ребенка посредством физического воспитания, закладывает у него базу для всестороннего развития физических и духовных способностей. Ведь именно дети обладают потенциалом для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости (Н.М. Глушак, 1974).

Обобщая выше сказанное, можно отметить, что особую актуальность приобретает эстетическая подготовка учащихся в системе физического воспитания в общеобразовательных учреждениях (В.Т. Кальянов, 1970). Школьники, получившие эстетическую подготовку, располагает большими возможностями для неуклонного освоения всего многообразия двигательных навыков и умений с точки зрения культуры движений. Его широкая эрудиция, развитый эстетический вкус позволяют полнее проявлять себя не только в сфере физической культуры, но и в бытовой, общественной деятельности. Особенность педагогической деятельности заключается в многостороннем преобразовании объекта своего воздействия. То есть учитель по физической культуре постоянно должен развивать у своих воспитанников потребности и способности замечать и воспринимать красоту окружающей действительности, анализировать и оценивать ее (А.П. Ситник, 1982).

Многие среднеобразовательные учреждения в системе физического воспитания школьников почти не дают систематической эстетической подготовки и эстетической нагрузки, а потому не несут практической прикладности на всестороннее гармоничное развитие личности школьника (В.Т. Кальянов, 1970). Можно оспаривать категоричность подобного суждения, но никак нельзя не согласиться с тем, что возможности в этом плане далеко не исчерпаны.

Таким образом, научная проблема исследования

состоит в необходимости оптимизировать процесс эстетического воспитания в системе физического воспитания учащихся, акцентируя внимание на формирование эстетической, двигательной культуры, красоту, эстетического представления и т.д. Решение этого проблемного вопроса возможно, на наш взгляд, посредством целенаправленного научного исследования, актуальность которого несомненна.

Целью

нашего исследования является

изучение проблемы и аналитический анализ деятельности учителя физической культуры по эстетическому воспитанию в физическом воспитании школьников.

Гипотезой

в нашем исследовании явилось предположение о том, что систематическое и акцентированное внимание на эстетическое воспитание позволит оптимизировать уроки физической культуры и повысить двигательную культуру подрастающего поколения.

Актуальность темы определила личные интересы, и были поставлены следующие задачи квалификационной работы:

1. Путем изучения и анализа научно-методической литературы выявить основные теории и методики эстетического воспитания школьников.

2. Обобщить опыт работы ведущих специалистов – практиков в области физической культуры, акцентирующих внимание на эстетическое воспитание.

3. Опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации в рамках программного материала по эстетическому воспитанию и методы организации этой деятельности.

Объектом исследования

выступает учебно-воспитательный процесс в условиях занятий физической культуры в общеобразовательных учреждениях и места в нем эстетического воспитания.

Предметом исследования

являются направленное воздействие на организацию учебно-воспитательного процесса, образовательной среды, условий, способствующих формированию эстетических начал у подрастающего поколения.

Для поставленных задач мы использовали методы исследования:

1. Ретроспективный анализ литературных источников.

2. Передовой педагогический анализ работы.

3. Анкетирование.

4. Методы математической статистики.

В педагогике понятие воспитание

рассматривается в широком и узком смысле.

Воспитание в широком смысле

– это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социальными субъектами общественного опыта, который охватывает их широкое, многостороннее взаимодействие между собой, с социальной средой и окружающей природой. Его сущность проявляется как процесс целенаправленного, организационно оформленного взаимодействия всех его участников на субъектно – субъектных отношениях, обеспечивающего их гармоничное развитие и эффективное решение социально значимых задач (Матвеев Л.П.,1991).

Воспитание в узком смысле – это целенаправленное и систематическое взаимодействие субъектов воспитательного процесса. Оно охватывает деятельность воспитателей, осуществляющих систему педагогических воздействий на ум, чувства, волю воспитуемых, активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов, жизненного опыта, убеждений и других факторов (Ж.К. Холодов, В. С.Кузнецов, 2000) .

Воспитательный процесс – это целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания, обеспечивающая формирование качеств личности (потребности, характер, способности и «я – концепция») в интересах соответствующих воспитательным целям и задачам (Холодов Ж.К., Кузнецов, 2000) .

Главная цель воспитания в современных условиях состоит в создании материальных, духовных, организационных условий для формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально – ценностных качеств, взглядов, убеждений, обеспечивающих его усиленное развитие (А.А. Френкин, 1983).

В возрастном развитии человека очень важная роль принадлежит физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому развитию растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирование духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, в том числе и эстетическим (Б.А. Ашмарин , 1990).

Эстетическое воспитание включает в себя все стороны духовной жизни формирующейся личности, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремится к нему (Е.А. Маймин, 1982).

Эстетика - от греческого - чувственное восприятие - наука о за­кономерностях эстетического освоения мира, о сущности и формах творчества по законам красоты (М.Ф. Овсянникова, 1983).

Термин "эстетика" впервые был введён в литературу немецким теоретиком искусства А. Г. Баумгартеном. Его труд «эстетика» был опубликован в 1750 г. С этого времени термином "эстетика" стали обозначать определённую отрасль научных знаний. Однако сама эстетика зародилась значительно раньше, ее эстетики уходят в глубокую древность (М.Я. Сараф, В.И. Столяров, 1986).

Возникновение эстетических идей относится ко времени развития рабовладельческой культуры Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая. Как сис­тема знаний об эстетических отношениях человека к действительности эсте­тика появилась в античной Греции» Материалистическая эстетика утверждает, что прекрасное - это жизнь, действительность.

"Под красотой" - писал М. Горький, - понимается такое со­четание различных материалов, а так же звуков, красок, слов, которое придаёт созданному. сработанному материалу человеком-мастером форму, действующую на чувство и разум, как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость и в час­тности эстетическому воспитанию (Сараф М.М., Столяров В.И., 1986).

Эстетическое наслаждение доставляется творчеством, прекрасным духовным обликом спортсмена, красотой телосложения, красотой движений, строй­ностью фигуры, отличной осанкой, Эстетическое отношение более активно про­является у того, кто сам занимается физкультурой. Спорт приобретает колоссальную популярность, и как зрелище, привлекая воплощение творчества человеческого мастерства, острой спортивной борьбы, красотой и выразительностью движений (А.А. Адаскина, 1999).

В эстетическом воспитании средствами физической культуры проступают такие черты, как мас­совость эстетического воспитания, высокие требования к нему, возрастающая роль общественности в эстетическом воспитании трудящихся, органические сочетание спортивного мастерства и массовой физической культуры. С детских лет следует приучать ребёнка к чистоте и аккуратности одежды, соблюдению чистоты, красоты и уюта в там помещении. где он находится. Всё, что окружает ребёнка, подростка, может воспитывать эсте­тические вкусы. Важнее воспитывающее значение имеет красота мест спортивных занятий. В нашей стране масса спортивных сооружений: Дворцов спорта, бассейнов, стадионов, манежей, теннисных картов, катков, и т.д. Многие из них прекрасны в архитектурном отношении, в них минога света и воздуха. Выступления на таких спортивных площадках гармонично развитых спортсменов с их фигурами, лёгкими и лавками движениями создает большое эстетическое впе­чатление (Н.М. Глушак, 1974).


Информация о ообразовании:

Состояние грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Проанализировав научно-педагогическую литературу по проблеме развития грамматического строя речи, мы поставили целью эксперимента– выявить особенности нарушения грамматического строя речи, а в частности словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием ре ...

Особенности словообразовательной деятельности детей с общим недоразвитием речи
Ученые (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др.), изучавшие вербальное и невербальное развитие детей с ОНР, неоднократно указывали на их трудности в овладении словообразовательными процессами Однако, несмотря на актуальность и бесспорную значимость этой проблемы исследованием авто ...

Система упражнений по обучению беспереводному пониманию читаемого
Мы можем выделить типы упражнений, стимулирующих активную самостоятельную работу учащегося в процессе обучения беспереводному чтению. Упражнения по совершенствованию техники чтения А. Упражнения, предваряющие работу над текстом. Б. Упражнения, проводимые после чтения текста. Цель упражнений предвар ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru