Первые годы жизни – наиболее важный период в развитии человека. В народе от века до века жило представление о том, что ребенок «впитал с молоком матери», т. е. воспринял в самом раннем возрасте, останется с ним на всю жизнь и внесет неповторимые штрихи в его индивидуальность.
Различные источники по-разному очерчивают границы раннего возраста, но, прежде всего, ранний возраст – это особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. Именно поэтому в данной работе мною принято понятие раннего возраста, как возраст от рождения ребенка и до трех лет.
Описание дачи Сперанца у нас на сайте.Что главное для ребенка только что пришедшего в этот мир? Любовь, состояние радости и доверия к миру, к окружающим людям – вот тот фон, который питает его зарождающуюся душу, формирует основные эмоциональные реакции на происходящее. «Не от еды дитя растет, а от радости», – гласит народная пословица. Вся обстановка, атмосфера, окружающая ребенка первых дней и месяцев жизни, была пропитана поэзией любви и заботы, нашедшей свое отражение в таких формах, как колыбельные песни, пестушки, потешки.
С рождения для ребенка взрослый выступает источником внимания и ласки. Он же является первым объектом познания, на который направлено внимание и действия ребенка. Уже с первых часов жизни присутствие мамы, ее физический и эмоциональный контакт очень важны для ребенка. Младенец успокаивается, слыша голос матери, хотя пока еще не понимает значения слов.
Рассмотрение данной темы курсовой актуально и интересно одновременно. Воспитательный потенциал фольклора безграничен. Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
В начале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами.
Современные психологи считают бесспорным существование памяти детства. Психологический портрет человека складывается до пяти лет. Поэтому в высшей степени необходимо, чтобы с первого своего дня ребенок слушал хорошую поэзию и музыку. Не имея совершенно никаких представлений ни о существовании памяти детства, ни о психологическом портрете, уже тысячелетиями матери отдают своим детям лучшие порывы души, самую нежную поэзию и мелодию. Слова Ушинского о педагогическом гении народа, высказанные им в связи с оценкой сказок, могут быть применимы и к характеристике колыбельных песен, пестушек, потешек, педагогическая гениальность которых бесспорна.
Исследования особенностей психического развития детей показывают, что ранний возраст является решающим для формирования отношения человека к окружающему его миру и для развития речи. В более позднем возрасте уже невозможно наверстать упущенное. В этом плане показателен пример детей-маугли, которые часть жизни провели вне человеческого общества. Большинство из них, вернувшись к людям, так и не смогли жить полноценной жизнью среди них.
Малыш, растущий в благоприятных условиях семейного воспитания, любознателен, открыт и доброжелателен по отношению к окружающему миру, инициативен и в предметной деятельности, и в общении. Он упорно ищет внимания взрослых, охотно откликается на их инициативу, настойчиво добивается своей цели, активно заявляет о своем Я. Его сверстник, воспитывающийся в доме ребенка или в семье, где родители мало общаются с детьми и дети предоставлены самим себе, как правило, апатичен, безынициативен, часто равнодушен к окружающим, у него не сформированы привязанности ни ко взрослым, ни к сверстникам, он мало чувствителен к оценке взрослого, плохо дифференцирует положительную и отрицательную оценки, что отражается на качестве его предметной деятельности и на развитии речи, приводя к их задержке. Не зря горцы про никчемного человека говорят: «Наверно, мать не пела над его колыбелью». А чуваши про злого человека говорят: «Он слушал, лежа в колыбели, не пение, а ругань».
Цель работы – обосновать эффективность использования произведений «материнской поэзии» в развитии ребенка раннего возраста.
Достижение цели планируется решением таких задач, как:
– изучить тексты произведений «материнской поэзии» и научно-исследовательской литературы об их использовании в воспитании ребенка;
– дать характеристику каждой из малых форм фольклора, опираясь на воспитательный потенциала каждого;
– показать практическое применение малых фольклорных форм в воспитании.
Предметом исследования является «материнский» фольклор.
Объект исследования – процесс использования произведений «материнской поэзии» для развития ребенка раннего возраста.
Методы, используемые при написании курсовой – экспериментальный, описательный, анализ литературных источников.
Гипотеза заключается в том, что произведения «материнской поэзии» являются эффективным средством воспитания ребенка раннего возраста.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что в ней сделана попытка обобщить имеющийся теоретический материал, касающийся использования фольклорных произведений для воспитания детей.
Практическая значимость изучения целесообразности применения малых фольклорных форм в воспитании детей раннего возраста заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практической работе педагогами и родителями для решения воспитательных задач.
Информация о ообразовании:
Лингвистическая интерференция и ее
проявления в условиях билингвальной среды
Основным понятием, рассматриваемым в данном исследовании, выступает лингвистическая интерференция. По определению, интерференция (от лат. inter – взаимно, между собой – feri – ударяю, поражаю) в психологии понимается как взаимодействие двух или большего числа одновременных или последовательных проц ...
Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения
В последующую эпоху влияние Византии в той или иной степени испытали Персия, Закавказье, арабский мир, Восточная и Западная Европа. Одновременно и культура Византии испытала влияние культур других народов. Переплетение разных ветвей единой культуры человечества придавало неповторимый колорит правос ...
Сочинение как один из видов обучения письменной
речи
Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему (толковый словарь русского языка Ушакова). Сочинение-повествование - это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка. Сочинения, как и другие виды работ р ...