Название колыбельных песен идет от слова «колыбать», что означает колыхать, колебать, приводить в движение, качать, зыбать. Неслучайно и детскую кровать-качалку зовут колыбель, зыбка. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать, но зафиксированы случаи исполнения ее четырех-пятилетними детьми, укачивающими своих младших братьев и сестер. Колыбельная педагогика – самая природосообразная педагогика за всю историю человечества (первой колыбелью были руки и колени стоящей и сидящей дикарки-матери).
Назначение колыбельных песен убаюкать, усыпить ребенка. Колыбельная песня складывалась веками, в ней – самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Лучшие из них до сих пор используются в пестовании, их поют сами дети, укладывая кукол спать. Колыбельная песнь – величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок – еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет. Голос матери успокаивает малыша, а слова, которых он пока еще не понимает, говорят о том, что мать заботится о нем и защищает:
Баю-баю-баю-бай, Спи-ка, Ваня, засыпай, Буду я тебя качать, Никому не дам кричать…
В колыбельной песне нежность матери представлена необыкновенно концентрированно: девочку называют «моей милой», «моей хорошей», «моей пригожей», «дитей маленькой», «дитей крошечной», употребляются разные варианты ласкательных имен, повторяются ласковые слова «люли», «баю». В песнях нежность переносится и на окружение ребенка, в них – и «котинька-коток», «кудреватенький лобок», «серенький хвосток», и «пояски все шелковенькие», и «платочек беленький», и «колыбель-люлечка» .
Детям, засыпающим в колыбели, ласково и серьезно рассказывают о делах отца («пошел за рыбою»), матери («пошла пеленки мыть»), бабушки («пошла дрова рубить»), да и самому несмышленому уже обещано трудовое будущее:
«…Зипун сошьем,
Боронить пошлем
В чистые поля,
В зелены луга…»
Вот в такой простой форме преподносится мало что понимающему ребенку колыбельного возраста своеобразный курс знакомства с окружающим миром, построенный на предметах и явлениях самой близкой действительности: «чистые поля», «зеленые луга». В простенькой колыбельной песне мать рассказывала о труде, о Родине, о важности труда в повседневной жизни, рассказывала непринужденно, в удивительно поэтической форме, без всякой назидательности и нравоучения. Например, в одной из песен поется о том, что рано утром нужно отправиться на зайца; если поймать зайца, то можно испечь пирог из заячьего мяса. В этой же песне утешают плачущего ребенка, укачивая колыбель и приговаривая, что мать ушла по ягоды и принесет ягод, отец ушел на базар – принесет калач.
Основное содержание колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. К ребенку обращаются с пожеланием сна, здоровья, роста, послушания. Каждую колыбельную песню сопровождает материнское (или бабушкино) «воркование», «гулюкание», и тогда в них появляются в роли помощников образы животных, птиц: собака, корова, лошадь, петух и др. Чаще других в материнской поэзии присутствует кот (иногда кота даже клали в детскую кроватку, чтобы под его мурлыканье ребенок лучше засыпал):
Информация о ообразовании:
Арт-синтез терапия как комплекс
реабилитационных воздействий
Методы воспитательной терапии, исследованные в предыдущих разделах нашей работы ориентированы на детей ориентированы на любой характер нарушений - дети могут заниматься чтением и лепкой самостоятельно или при помощи родителей и педагогов. На практике довелось поработать с детьми с ДЦП, синдромом Да ...
Обобщение опыта организации досуга детей в летнем оздоровительном лагере
«Бригантина»
Муниципальное учреждение «Комплексный Центр социального обслуживания населения «Надежда» (в дальнейшем - Центр «Надежда») создано решением Совета народных депутатов г. Переславля-Залесского № 27 от 06.11.1992 года, регистрационный номер 269. Центр «Надежда» - муниципальное предприятие, 06.11.1998 г ...
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Прои ...