У школьников, рекомендованных по результатам психофизиологической диагностики в профильные классы, процент лиц, получивших высокую экспертную оценку, значительно выше, чем в группе старшеклассников, нерекомендованных в выбранный ими профиль обучения.
Диаграмма 1. Результаты экспертной оценки успешности профильного обучения на этапах констатирующего и формирующего экспериментов
Диаграмма 2. Распределение учащихся «рекомендованных» и «нерекомендованных» групп профильных классов, имеющих по всем школьным предметам хорошие или отличные оценки
«Физиологическая стоимость» учебной деятельности старшеклассников существенно отличается в зависимости от степени адекватности выбранного профиля индивидуально-типологическим особенностям учащихся.
У старшеклассников, обучающихся по выбранному, но нерекомендованному профилю, адаптация к учебной деятельности сопровождается значительным напряжением регуляцией функциональных систем организма. У школьников из нерекомендованной группы в течение года наблюдается ухудшение памяти, внимания, возрастает скорость сенсомоторного реагирования, нарастает ситуативная тревожность.
У старшеклассников, рекомендованных к обучению в конкретном профильном классе, выявляется меньшая степень напряжения механизмов вегетативной регуляции сердечнососудистой системы, показатель успеваемости у них в течение учебного года возрастает, повышается уровень мотивации, что указывает на укрепление интересов, связанных с данным профилем обучения. Таким образом, соответствие индивидуальных особенностей учащихся определенному профилю обучения повышает его эффективность.
С целью снижения «физиологической цены» обучения необходимо осуществлять комплекс профилактических, консультационных и реабилитационных средств и методов психолого-педагогической и методико-физиологической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.
Обследование первокурсников – бывших выпускников специализированных классов и студентов, обучившихся ранее по традиционной общеобразовательной программе, показало, что трудности при обучении и серьезные нарушения здоровья в значительной степени определяются несформированностью профильных навыков и мышления, т.е. научное обоснование комплектования классов профессионального обучения способствует улучшению адаптации выпускников при освоении вузовской программы.
Таким образом, анализируемые результаты показывают, что профильная дифференциация реализует окончательную цель индивидуализации учебной работы, содействует формированию и сохранению неповторимой индивидуальности каждого обучающегося. Чтобы эта цель могла реализовываться у каждого учащегося, на мой взгляд, в процессе обучения должна быть возможность выбора, что способствует превращению школьника из объекта управления в субъект управления своей собственной деятельностью, т.е. исходя из своей индивидуальности ученик находит в содержании и в процессе обучения соответствующие его интересам и способностям цели и возможности их реализации в собственной учебной деятельности.
Информация о ообразовании:
Функции, принципы и модели дополнительного образования.
Условия интеграции основного и дополнительного образования
Классные занятия, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые ...
Общие и конкретные закономерности процесса обучения
Закономерности – это существующие, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между определенными явлениями, процессами или компонентами процессов. Закономерности выявляются эмпирическим путем из опыта. Общие закономерности процесса обучения касаются процесса обучения в целом. Закономерность цели ...
Занятие для дошкольников о вреде курения
В гости к детям пришел Айболит. Воспитатель. Ребята, вы, конечно же, узнали доктора Айболита, который лечит детей и животных. Доктор Айболит. Лечить больных – обязанность любого врача. Но очень важно также научить всех людей ( и лучше с самого детства ) беречь свое здоровье. Ведь у здорового челове ...