Основные проблемы дидактического обеспечения при переходе к профильному обучению

Статьи по педагогике » Реализация профильного обучения в средней общеобразовательной школе » Основные проблемы дидактического обеспечения при переходе к профильному обучению

Страница 2

$ Экспериментальные задания

Часто используются на уроках с целью развития у школьников познавательной активности и самостоятельности. Недаром К.Д. Ушинский указывал, что учитель, который претендует на развитие ума в детях, должен, прежде всего, упражнять их способность к наблюдению, вести их от нерасчлененного восприятия к целенаправленному и анализирующему.

$ Лабораторно-практические занятия

Важная форма урочной работы в профильных классах. Лабораторные и практические занятия должны проводиться при максимальной возможной самостоятельности старшеклассников; также они воспитывают в учениках добросовестность в выводах и трезвость мысли.

$ Зачеты и контрольные работы

Помимо основных вопросов содержат также вопросы проблемного характера, которые требуют сложных переносов знаний и творческого их осмысления.

Таким образом, система форм и методов в профильных классах направлена, прежде всего, на формирование у школьников познавательно самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных особенностей. Одной из характерных особенностей воспитательно-образовательного процесса в условиях профилизации является наличие тесной связи учебной деятельности с внеурочной работой школьников.

Основные формы внеурочной деятельности

школьников:

$ Научно-исследовательская деятельность

Она позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать каждому школьнику хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе.

$ Учебно-исследовательские экспедиции

Они помогают преодолеть межпредметную обособленность знаний школьников, соединить теоретическую и практическую стороны программного материала, а также поддержать и развить интерес к дисциплинам, изучаемым школьниками в качестве профильных.

$ Полевые практики

Как правило, они проводятся для школьников, окончивших предпрофильный 9-й класс. Полевые практики помогают сориентироваться в выборе будущей профессии.

$ Школьные научно-практические конференции

Это итог многомесячной исследовательской, творческой деятельности старшеклассников, осуществляемой под руководством учителей, научных работников, врачей и т.д.

$ Предметные олимпиады

Для учащихся профильных классов это, прежде всего, состязание по профильным предметам. Олимпиады «работают» на обеспечение выбора дальнейшего жизненного пути старшеклассника, развивают индивидуальные особенности личности школьника, то есть по большому счету способствуют реализации целей профильного обучения. Главная задача олимпиад заключается в повышении интереса учащихся к изучению профильных дисциплин и выявлению талантливых учеников.

Благодаря вышеописанным особенностям форм и методов урочной и внеурочной работы, учащиеся профильных школ и классов должны иметь возможность для развития своих интеллектуальных способностей: начальной исследовательской деятельности, освоения более сложного содержания знаний, чем это предусмотрено образовательным стандартом.

б) Проблема обеспечения учебной литературой при переходе к профильному обучению

Обеспечение учебной литературой – проблема, теснейшим образом связанная с содержанием профильного обучения. В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны требования к учебным изданиям профильного обучения, основные из которых: соответствие требованиям ГСОО; реализация личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, решение задач индивидуализации образования; создание условий для самообразования, формирование у учащихся приемов самостоятельной работы и самоконтроля, включение различного материала, способствующего развитию мышления, творческого отношения к изучаемому материалу, реализации деятельностного подхода к обучению; наличие четкой методологической основы, позволяющей достичь определенной формализации и моделирования познавательной деятельности, проектирования способов закрепления знаний и умений и осуществления связи с другими средствами обучения и самоконтроля.

Учитывая, что создание новой учебной литературы возможно не ранее чем через три-четыре года, предполагается, что на первых этапах введения профильного обучения будут использоваться имеющиеся учебники. Анализ около ста учебных изданий, входящих в федеральный перечень учебников, которые в своем содержании реализуют обязательный минимум содержания среднего общего образования, показывает следующее. Среди учебников, используемых в современной школе, практически нет ни одного, который в полной мере удовлетворял бы требованиям обучения на базовом или профильном уровнях. В каждом случае требуется корректировка или существенная переработка текста учебника и его методического аппарата. В ряде учебников высокая степень несоответствия их содержания обязательному минимуму содержания ГСОО. Имеет место перенасыщение содержания излишне детализированным фактологическим материалом.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Сущность воспитательной системы. Закономерности развития воспитательных систем
Воспитательная система – упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоенной среды), взаимодействие и интеграция к-ых обуславливает наличие у ОУ способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности р ...

Исторические аспекты становления социальной информатики
В 80-х годах XX века возникло новое научное направление – «Социальная информатика». Это направление выросло на стыке нескольких научных дисциплин: информатики, социологии, психологии и философии. В то же время социальная информатика является предметной областью информатики как фундаментальной науки ...

Начало школьного периода
С поступлением ребёнка в школу резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение, положение в коллективе, в семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующ ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru