а) Особенности форм и методов урочной и внеурочной работы при переходе к профильному обучению
Переход на профильное обучение помимо углубленного изучения какого-либо предмета, должен также способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборудованием, приборами и приспособлениями, умений поставить, а затем проанализировать научный эксперимент. Это дает возможность обеспечить высокую степень готовности не сколько к вступительным экзаменам в ВУЗ, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях. Все это означает, что в ходе профильного обучения должна создаваться необходимая база для понимания ВУЗовских курсов и научной литературы. А это представляется маловероятным без использования особых форм и методов урочной и внеурочной работы в профильных классах и школах.
Это позволяет рассмотреть некоторые особенности дидактического обеспечения обучения в классах естественнонаучного профиля.
Профильное обучения отличается от непрофильного широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы. Первоначально рассмотрим особенности форм и методов урочной работы
, перечислим их и дадим им краткую характеристику.
$ Обзорные и установочные лекции.
Они являются основной формой изложения нового материала на уроке. Но так как лекция в чистом виде довольно утомительна для школьника, то лучше всего использовать лекцию-беседу. На таких лекциях старшеклассники постоянно включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, делают самостоятельные выводы, то есть проявляют высокую активность. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, нужно стараться подвести их к самостоятельному формулированию выводов, правил, закономерностей и законов.
Лекция-беседа эффективна еще и потому, что эта форма организации урочной деятельности позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками.
$ Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы
Служит важным источником знаний для учащихся профильных классов. Список литературы необходимо давать школьникам к каждому разделу программы, а порой даже и к отдельному уроку. Главное здесь то, чтобы ученик и литература нашли друг друга, поэтому вместе со списком рекомендаций необходимо указывать место, где их можно взять, иначе то или иное задание, связанное с самостоятельным поиском информации, школьниками не будет выполнено. Учитель должен хорошо знать ближайшие библиотеки в кабинете тратятся годы, иначе учебный процесс в профильных классах будет обеспечивать весьма трудно.
Организуя самостоятельную работу школьников с различными источниками информации, нужно стараться настроить их на серьезный кропотливый труд, глубокое осознание полученных знаний, на их осмысление и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Учащихся профильных классов надо учить грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты.
$ Учебные конференции, посвященные определенной тематике
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним свою точку зрения. Иногда на подобные занятия приглашаются специалисты-профессионалы, например, врачи. Подобные формы учебной работы с дополнительной литературой, существенно расширяют кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат их сжато и выразительно излагать свои мысли, прибегать к доказательствам и в качестве аргументов использовалось наиболее убедительный фактический материал.
$ Написание и защита рефератов
Это способствует существенному расширению и углублению знаний школьников, формируют навыки информационного поиска, способствуют развитию самостоятельности мышления обучаемого. Рефераты учащихся профильных классов, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на уроках. Уровень самостоятельности написания и сложности реферативных работ возрастает при переходе от класса к классу. Так, учащиеся 8–9-х классов выполняют работы, которые не всегда требуют наблюдения или научного эксперимента. Они чаще всего бывают посвящены отдельным темам школьного курса и призваны научить школьников работать с литературными источниками и вести грамотное реферирование.
Рефераты, выполняемые учащимися профильных 10–11-х классов, носят, как правило, более серьезный характер от старшеклассника составления плана работы, подбора материала, оборудования, проведения наблюдений и эксперимента с четким фиксированием результатов. При выполнении этих работ школьники приобретают навыки исследовательской культуры и начинают проявлять интерес к творчеству.
$ Семинары
Уроки-семинары позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой и таким образом побуждают их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изучаемой теме. Во время семинарских занятий старшеклассники учатся самостоятельно добывать научные знания, подбирают нужный материал по источникам, делают доклады, сообщения, развивают свою речь и мышление, получают навыки выступления перед аудиторией, учатся вступать в дискуссии. Во время выступлений они часто используют самодельные схемы, рисунки, таблицы. Особую роль на заключительном этапе обучения школьников в профильных классах приобретают активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы» и т.д. Они преследуют особую цель – формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций школьников.
Информация о ообразовании:
Сравнительный анализ результатов
Проведённая диагностика строительно-конструктивной игры в старшей группе детского сада "Гномик" г. Тольятти показала, что на начальном этапе эксперимента высокий уровень строительно-конструктивной игры показало незначительное количество детей, большинство показало средний уровень. Таблица ...
Признаки коллектива
коллектив школьник воспитание психологический Коллектив рассматривается как качественно высокая ступень развития контактной группы, как чрезвычайно сложная динамическая система. Выявлены следующие системообразующие признаки: Организационное единство группы – это оптимальная организация членов групп ...
Цели разделения темы на подтемы и уроки и требования к нему
Урок – это организационная форма процесса обучения, при которой мастер ПО в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте руководит деятельностью группы обучающихся с учетом особенностей каждого из них, а также содержания обучения, используя при этом виды, средства и методы ра ...