Характерной особенностью художественной жизни России XIX века является активный поиск форм и методов художественного образования и воспитания членов общества. Открытие в этой связи художественных школ в различных городах, издание художе-ственных объединений и организаций, пропаганда искусств через выставочную и изда-тельскую деятельность.
В 1804г. школьным уставом рисование вводится во все уездные училища и гимна-зии.
1706—97 появилась Рисовальная школа созданная Петром I при Петербургской типографии. В школе не только копировали образцы, но и рисовали с живой натуры. Крупной худ. школой в 1-й половине 18 в. стала т. н. живописная команда «Канцелярии от строений» (государственное учреждение в Петербурге, контролировавшее строительство в городе и осуществлявшее подготовку мастеров строительного дела а так же выполняла роль центра художественного образования. ) В ее ведении находились: «живописная команда» (1720—97), обучение позолотному, столярному и штукатурному делу (с 1755), «Российская школа» (1766—68, с 1768 — училище), где художники получали систематическое образование. В Канцелярии от стр. утверждается новое отношение к ученику. Из воспитанников, какого либо художника, подростки превращались в учеников Канцелярии, обучались грамоте до 15 лет а затем часть подростков отчислялась к мастерам, а другая после получения основных сведений по рисунку переходила к “науке арифметики и рисования”. Новички начинали обучаться копированию гравюр, рисунков и рисованных эскизов. Последней ступенью в этом разделе было копирование портретов. Далее шло рисование с гипсовых и обнаженной модели (1725 г. ). Изображение человека считалось наиболее сложным и ценным умением. Здесь был важен не только грамотный рисунок, но и умелая живопись.
В 19 в. в России появились средние худ-е школы. С 1839 при Обществе поощрения худож. в Петербурге открылась Рисовальная школа— первая регулярная школа России важный этап в подготовке художников. Утверждается учебный раздел, предшеств. профессиональному обучению и служащий необходимым фундаментом для него. Систематические занятия по рисунку поставили художников-преподавателей, перед необходимостью разработки самостоятельного метода преподавания, т. к. кроме устаревших иконописных других не было. Развиваются методы рисунка, в основе - передача формы с помощью светотени, где линия понимается не как абсолютный контур, а как граница объема. Ставится вопрос о правильной последовательности в работе с рисунком, в школе в программу обучения, помимо копирования с оригиналов вошло рисование с натуры. Почти одновременно с открытием Рисовальной школы поднимается вопрос о широкой постановке художественного специального образования и о необходимости включить рисунок в начальные сведения по живописи в числе обязательных общеобразовательных предметов.
Методические принципы школы рисования А. П. Сапожникова.
Полный курс рисования Сапожникова (1834). - первый учебник для общеобразовательных учебных заведений, составленный русским художником. Курс рисования А. П. Сапожников начинает со знакомства с различными линиями, потом знакомит с углами, после чего идет освоение различных геометрических фигур прежде чем приступить к рисованию объемных предметов. Далее знакомство с законами светотени, также при помощи показа моделей. Когда рисование простых геометрических тел хорошо освоено, Сапожников предлагает переходить к рисованию сложных тел: от простого к сложному, вплоть до рисования гипсовых голов. Для показа конструкции человеческой головы автор предлагает пользоваться специально изготовленной им проволочной моделью, которая должна постоянно находиться рядом с гипсовой головой, в аналогичном повороте и положении. Затем уже приступать к рисованию человеческой фигуры
Ценность метода - рисовании с натуры, причем это не просто копирование натуры, а анализ формы. Сапожников поставил своей целью приучить рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать. Для демонстрации явлений перспективы служила серия методических моделей из проволоки и картона, которые помогали учащимся яснее понимать строение форм и конструкцию.
Метод наглядно и просто раскрывал сложнейшие положения, относящиеся к построению трехмерного изображения на плоскости и произвел переворот в учебно-воспитательной работе. Т. к. лучшим средством помочь ученику правильно строить изображение формы какого-либо предмета является метод ее упрощения в начале рисования - определить геометр. основу формы предмета, а затем уже переходить к уточнению. Метод Сапожникова имел много общего с методом Дюпюи, но опубликован был раньше (Сапожников — в 1834 году, а Дюпюи — в 1842-м). Практически все современные методики включают систему А. Сапожникова как базовую.
Информация о ообразовании:
Фонематический слух и его роль в обучении младших школьников русскому языку
Перейдем к вопросу о практической значимости фонетических знаний. Прежде всего, подчеркнем, что фонетические знания и умения являются предпосылкой формирования всех 4 видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Действительно, чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно ...
Сохранение аутентичности в образовательном процессе
Одна из целей образования - развитие человека культуры, то, есть развитие подлинной сущности личности. Но подлинность приобретает самый полный смысл в духовной сфере. Человеческая подлинность – это не только нечто естественное и данное от рождения, словами О.Н. Дериси, это ценность, к которой нужно ...
Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся
В рамках Недели географии важное место могут занять игровые формы мероприятий. В психологии, дидактике, методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игру можно определить как эпизодическую форму организации внеклассной деятельности, прием обучения, направленный на моделирование реальной ...