Развод - это расторжение брака при жизни обоих супругов в органах записи актов гражданского состояния или, в особо предусмотренных законодательством случаях, по решению суда. Развод производится по заявлению одного, или обоих, или по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. Законодательство также устанавливает порядок расторжения брака и правила, регулирующие взаимоотношения после развода. Развод как социальный феномен изучается в праве, социологии и социальной психологии.
Разводимость - процесс распадения супружеских пар в поколении вследствие расторжения брака (развода). Брачность, овдовение и разводимость в совокупности составляют процесс воспроизводства брачной структуры населения.
Резкое снижение числа браков привело к тому, что число разводов в расчёте на 100 браков, заключённых в том же году, стало давать неверное представление о характере динамики разводимости и преувеличивать пропорцию между числом браков и разводов. Поэтому в современных условиях даже самый простой показатель - лучше характеризует динамику этого процесса, чем число разводов на 100 браков, заключённых в том же году.
Наконец, свою роль может сыграть и субъективное восприятие неизбежного в случае сожительства нарушения общепринятых социальных норм, которые пока ещё требуют наличия «штампа в паспорте». Сожители - это люди, которые, начав жить вместе, добровольно нарушают социальные нормы. Вступив в брак, они могут чувствовать себя менее обязанными сохранять брак в случае его неудачи, чем те, кто не имеют за плечами никакой истории нетрадиционного поведения.
Постоянный рост числа разводов на протяжении нескольких десятилетий породил в США мнение о кризисе семьи как социального института. Пик этого явления приходится на начало 70-х годов. Однако в конце 70-х наметился ренесанс семейных ценностей. Возникло так называемое просемейное движение. Сегодня большинство американских социологов перестали драматизировать ситуацию, и перешли к серьёзному анализу ситуации.
В России обсуждение проблемы кризиса института семьи пришлось на более поздний период. В 90-е годы многие специалисты в области социологии стали говорить о кризисе института семьи, подразумевая под ним неспособность выполнять те функции и ту роль, какую он призван и какую он выполнял всегда. Об этом свидетельствуют следующие факты:
1). Постоянное увеличение удельного веса матерей (на Западе и отцов) воспитывающих ребёнка без мужа (жены). По данным выборочной переписи 1994 г. в РФ, 20% семей с детьми несовершеннолетнего возраста были «неполными», преимущественно материнскими.
2). Рост числа родителей (отчимов, мачех, приёмных), не связанных с воспитываемым ребёнком биологическими узами. Вследствие, увеличения разводов и внебрачных рождений (19,6% всех детей в 1994 г. рождены вне брака) многие отцы (иногда матери) не проживают с детьми, причём некоторые из них являются «эпизодическими», а другие, не поддерживая никаких контактов с ребёнком, так и остаются только биологическими родителями.
3). Снижение брачности и рождаемости (в 1920 г. суммарный коэффициент рождаемости у российских женщин составлял в среднем 7,5 ребёнка, а в 1994 г.-1,4).
4). Как результат снижения рождаемости увеличивается число однодетных родителей.
5). Кризис отцовской воспитательной роли.
6). Увеличение числа разводов, брошенных детей и сирот.
Информация о ообразовании:
Приемы активизации познавательной деятельности
познавательный интерес обучение школьник В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Со стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом ...
Виды работ в старшем дошкольном возрасте
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: 1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки. 2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взросл ...
Взаимодействие педагогов доу
с неполной семьёй в современных социально-экономических условиях
Очень большое внимания требуют неполные семьи, поскольку детское учреждение, ориентированное, а возможно полное удовлетворение потребностей детей и их семей, должно поддерживать родителей, помогать им в различных кризисных ситуациях, социальных катаклизмах. Учитывая, что у одиноких матерей диапазон ...