Российская система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Однако в новых социально-экономических условиях перехода к рыночным отношениям, с одной стороны, возникла ситуация сокращения сети ДОУ, уменьшения бюджетного финансирования на их развитие. С другой стороны, известно, что в настоящее время дошкольные образовательные учреждения в России, посещают только 50% детей дошкольного возраста. Семьи, в которых проживают и воспитываются дети, довольно неоднородны, что является отражением времени. В современном российском обществе существует несколько слоёв, имеющих различный уровень доходов. И оплатить пребывание ребёнка в ДОУ могут не все родители.
Но переход к рыночным отношениям привёл и к качественным изменениям в дошкольном образовании:
- изменились ценностные ориентации, определяющие цели образования, его содержание, педагогические технологии, модель взаимодействия педагога с детьми и их родителями;
- дошкольное образование стало вариативным;
- создаётся гибкая, многофункциональная сеть ДОУ, ориентированная на оказание образовательных услуг в соответствии с потребностями населения и общества;
- развивается рынок платных дополнительных образовательных услуг;
- появились новые формы дошкольного образования по работе с неорганизованными детьми.
В этой ситуации у родителей появилась реальная возможность выбирать в какой детский сад отдавать им ребёнка.
Актуальной является проблема взаимодействия ДОУ с семьёй по вопросам развития и образования детей дошкольного возраста.
Взаимодействие - согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы и задачи.
Дополнительный эффект взаимодействия – межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании, межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке.
Современная личностно-ориентированная педагогика строится на принципе совместной ценностной деятельности. Взаимодействие всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов партнёра.
Взаимодействие ДОУ с неполной семьёй может быть организованно по двум направлениям:
первое направление – изучение особенностей семьи, воспитания ребёнка в её условиях и установления контактов с семьёй;
второе направление – повышение педагогической компетентности родителей.
Неформальный подход к организации взаимодействия воспитателей и родителей требует учёта особенностей каждой семьи. Проводя самоанализ и оценку качества работы ДОУ, необходимо определить, осуществляется ли индивидуальный подход к семье.
Для анализа можно предложить ряд критериев:
учёт социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;
социологический анализ контингента семей воспитанников (данные о составе семьи, образование родителей и т.д.);
изучение уровня педагогической компетентности родителей и стилей семейного воспитания;
использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй (индивидуальных, коллективных, наглядно – информационных);
систематическая организация методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогического персонала учреждения в области взаимодействия с семьёй;
изучение удовлетворённости родителей образовательной услугой ДОУ.
Самооценка и оценка уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников даст возможность руководителю и педагогическому коллективу определить приоритетные направления взаимодействия, с учётом потребностей семей – потребителей образовательных услуг[15]
Работа педагога ДОУ с неполными семьями строится в двух направлениях:
1. Работа с матерью ребенка (так неполные семьи в основной своей массе состоят из матери и ребенка);
2. Работа с ребенком.
Работа с неполными семьями может вестись по следующему плану:
1 блок: Информативный.
1.1. Социологический анализ семей
- создание банка данных по семьям;
1.2. Социальный запрос
2 блок: Планирование работы с неполными семьями.
2.1. Исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи
- анкеты для воспитателей и родителей
- беседы с детьми
- изучение рисунков по теме «Наша семья»
2.2. Изучение уровня педагогической компетентности родителей
- выявление неблагополучия домашнего воспитания
- выявление уровня родительских требований к дошкольному образованию детей
- нахождение приемлемых форм взаимодействия
- организация методической работы
- выявление потребностей родителей в образовательных услугах
- выявления степени возможного вовлечения матери в образовательный процесс
- исследование адекватности оценки матери детских способностей
3 блок: «наш ребенок»
3.1. Формирование у ребенка взгляда на отношение с собственной семьей
- развитие образа отца у ребенка;
- отношение с дедушкой и бабушкой со стороны отца
- поддержка семейных традиций, изготовление семейных альбомов
Информация о ообразовании:
Методы и методические приемы формирования познавательного интереса
К основным методам и методическим приемам формирования познавательного интереса на уроках можно отнести следующее: -метод эмоционального стимулирования ; -создание ситуации успеха в учении ; -проведение познавательных игр; -анализ реальных производственных и жизненных ситуаций ; -создание. ситуации ...
Колыбельные как средство воспитания
ребенка раннего возраста
Название колыбельных песен идет от слова «колыбать», что означает колыхать, колебать, приводить в движение, качать, зыбать. Неслучайно и детскую кровать-качалку зовут колыбель, зыбка. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать, но зафиксированы случаи исполнения ее четыр ...
Задачи, содержание и методика
констатирующего этапа исследования
Цель: выявить особенности готовности детей 7-го года к школе на основе экономических знаний. Задачи: Выявить у детей 7-го года особенности интереса к школе и экономике; Выявить у детей 7-го года особенности представлений о школе и экономике; Выявить у детей 7-го года особенности отражать экономичес ...