Взаимодействие доу с неполными семьями в современных социально-экономических условиях

Статьи по педагогике » Взаимодействие педагогов с неполными семьями в современных социально-экономических условиях » Взаимодействие доу с неполными семьями в современных социально-экономических условиях

Страница 1

Российская система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Однако в новых социально-экономических условиях перехода к рыночным отношениям, с одной стороны, возникла ситуация сокращения сети ДОУ, уменьшения бюджетного финансирования на их развитие. С другой стороны, известно, что в настоящее время дошкольные образовательные учреждения в России, посещают только 50% детей дошкольного возраста. Семьи, в которых проживают и воспитываются дети, довольно неоднородны, что является отражением времени. В современном российском обществе существует несколько слоёв, имеющих различный уровень доходов. И оплатить пребывание ребёнка в ДОУ могут не все родители.

Но переход к рыночным отношениям привёл и к качественным изменениям в дошкольном образовании:

- изменились ценностные ориентации, определяющие цели образования, его содержание, педагогические технологии, модель взаимодействия педагога с детьми и их родителями;

- дошкольное образование стало вариативным;

- создаётся гибкая, многофункциональная сеть ДОУ, ориентированная на оказание образовательных услуг в соответствии с потребностями населения и общества;

- развивается рынок платных дополнительных образовательных услуг;

- появились новые формы дошкольного образования по работе с неорганизованными детьми.

В этой ситуации у родителей появилась реальная возможность выбирать в какой детский сад отдавать им ребёнка.

Актуальной является проблема взаимодействия ДОУ с семьёй по вопросам развития и образования детей дошкольного возраста.

Взаимодействие - согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы и задачи.

Дополнительный эффект взаимодействия – межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании, межличностном психическом отражении, взаимном оценивании и самооценке.

Современная личностно-ориентированная педагогика строится на принципе совместной ценностной деятельности. Взаимодействие всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов партнёра.

Взаимодействие ДОУ с неполной семьёй может быть организованно по двум направлениям:

первое направление – изучение особенностей семьи, воспитания ребёнка в её условиях и установления контактов с семьёй;

второе направление – повышение педагогической компетентности родителей.

Неформальный подход к организации взаимодействия воспитателей и родителей требует учёта особенностей каждой семьи. Проводя самоанализ и оценку качества работы ДОУ, необходимо определить, осуществляется ли индивидуальный подход к семье.

Для анализа можно предложить ряд критериев:

учёт социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

социологический анализ контингента семей воспитанников (данные о составе семьи, образование родителей и т.д.);

изучение уровня педагогической компетентности родителей и стилей семейного воспитания;

использование разнообразных форм взаимодействия с семьёй (индивидуальных, коллективных, наглядно – информационных);

систематическая организация методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогического персонала учреждения в области взаимодействия с семьёй;

изучение удовлетворённости родителей образовательной услугой ДОУ.

Самооценка и оценка уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников даст возможность руководителю и педагогическому коллективу определить приоритетные направления взаимодействия, с учётом потребностей семей – потребителей образовательных услуг[15]

Работа педагога ДОУ с неполными семьями строится в двух направлениях:

1. Работа с матерью ребенка (так неполные семьи в основной своей массе состоят из матери и ребенка);

2. Работа с ребенком.

Работа с неполными семьями может вестись по следующему плану:

1 блок: Информативный.

1.1. Социологический анализ семей

- создание банка данных по семьям;

1.2. Социальный запрос

2 блок: Планирование работы с неполными семьями.

2.1. Исследование по определению социального статуса и микроклимата семьи

- анкеты для воспитателей и родителей

- беседы с детьми

- изучение рисунков по теме «Наша семья»

2.2. Изучение уровня педагогической компетентности родителей

- выявление неблагополучия домашнего воспитания

- выявление уровня родительских требований к дошкольному образованию детей

- нахождение приемлемых форм взаимодействия

- организация методической работы

- выявление потребностей родителей в образовательных услугах

- выявления степени возможного вовлечения матери в образовательный процесс

- исследование адекватности оценки матери детских способностей

3 блок: «наш ребенок»

3.1. Формирование у ребенка взгляда на отношение с собственной семьей

- развитие образа отца у ребенка;

- отношение с дедушкой и бабушкой со стороны отца

- поддержка семейных традиций, изготовление семейных альбомов

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Педагогическое взаимодействие в воспитании. Общие методы и средства воспитания, их характеристика
Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведения школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности уч-ся с учителем – воспитателем. Прием воспитания – это определенный элемент или деталь метода усиливающий его воспитательный эффект. Средства воспит ...

Система образования Республики Беларусь
образование управление школа совет Структура национальной система образования базируется на Конституции Республики Беларусь, которая гарантирует равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения. Также образование в Республике регул ...

«Республика ШКИД» - В.Н. Сорока-Росинский
Имя Виктора Николаевича Сорока-Росинского можно поставить рядом с такими именами как А.С. Макаренко и С.Т. Шацким. В советское время, в 1920-1925гг., он возглавляет школу для трудновоспитуемых им. Ф.М. Достоевского в Петрограде, описание которой вошло в литературу как «Республика ШКИД». «Республика ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru