Византийская традиция уважительного отношения к светским знаниям как преддверию богословия была воспринята в арабском Халифате. Например, выдающийся арабский мыслитель аль-Фарабй (870-950), автор педагогически насыщенных трактатов «Об основах знания», «О достоинстве науки и искусства», «Указание пути к счастью», «Жемчужина мудрости», подобно византийским педагогам, утверждал, что лишь благодаря широкой, в том числе и светской, образованности человек становится добродетельным. Он ратовал за уважительные отношения между педагогом и учеником, требовал от учителя обязательной научной работы, что опять же было близко византийской школьной практике. Через арабское посредничество византийские подходы к школьному обучению проникали и в Западную Европу, повлияв на Р. Бэкона, Ф. Аквинского и др.
Одновременно с арабским вторжением с севера в VII в. в пределы Византийской империи проникают славянские народы Балканского полуострова. Они расселяются на ее территории, их поселения доходят до Крита и Малой Азии. В IX-XI вв. происходит становление славянской письменности. Она была создана на основе греческого уставного письма в середине IX в., ее создатели — византийцы Кирилл и его брат епископ Мефодий, происходившие родом из Солуни, где проживало смешанное греко-славянское население. Прославленные славянские просветители и проповедники христианства в 863 г. были приглашены в Великоморавское сняжество, где основали независимую от германского епископата славянскую церковь. В том же 863 г. в столице княжества Велиграде была создана первая школа, где преподавание велось на славянском языке. Славянские первоучителя — Кирилл и Мефодий впервые перевели с греческого языка на славянский ряд богословских книг и школьных текстов. После принятия Болгарией христианства (865) усилиями учеников и последователей Кирилла и Мефодия — таких болгарских просветителей, как Климент Словенский и Константин Болгарский, в стране была создана сеть славянских школ. Особенной известностью пользовались Охщдская и Преславская школы. Содержание образования и методика обучения в этих школах восходили к византийской традиции.
Во времена византийского владычества (1018-1185), когда в болгарских школах насаждался греческий язык, учителя славянской книжности переселились в Киевскую Русь. С принятием христианства в 988 г. князь Владимир открыл в Киеве школу «учения книжного». Забота Владимира и Других древнерусских властителей о деле образования, создание ими центров обучения, скорее всего, заимствованы от Византии, императоры которой покровительствовали Дворцовым школам, где обучались дети служилой знати в Целях подготовки судей и податных сборщиков. В древнерусскую школу «ученья книжного» вошел порядок изучения семи свободных искусств и античные по своей природе методы обучения.
Из византийских мыслителей в славянском мире особым вниманием пользовался Иоанн Дамаскин. Перевод его труда «Источник знания» вошел в орбиту славянского языка в X в. через болгарский перевод Иоанна Экзарха. В русскую культуру органично вошли педагогические идеи Иоанна Златоуста, Василия Кесарийского, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова и др.
Западноевропейская цивилизация и ее система образования немыслимы вне учета византийского влияния. В Европе, как известно, классическое образование до недавнего времени строилось на основе знания латинского и греческого языков. Традиции обучения по античным книгам, как реликт древнего мира, хранились в Византии на протяжении всего средневековья и передавались Западу прежде всего через Италию. В V в. она была провинцией Византийской империи, а в XV в. — местом эмиграции интеллектуальной элиты. С XIII-XIV вв. эта контактная зона расширилась за счет европейских университетских центров, школяров и профессуры. Гуманистическая концепция человека и понимание целей его воспитания становились общими и выводились из отношения человека с Богом, который понимался как вечное личностное начало и ключ к пониманию ценности существования отдельной человеческой личности.
Антично-византийские педагогические идеалы, сохраненные в Константинополе, Трапезунде, Мистре, в атмосфере Западной Европы приобретали новое звучание, значительно усиливались такие мотивы, как ориентация на светские знания, реальные земные цели воспитания человеческой личности, рассматривавшейся как высшая ценность. Многие византийские педагоги, преподаватели высших школ XV в. (Варлаам, Никифор Григора, Акиндин, Гемист Плифон и др.) либо через своих учеников, либо непосредственно дали мощный импульс педагогике европейского Возрождения, влились в ряды итальянских гуманистов, смешались с ними, придав итальянской гуманистической культуре свой оттенок.
Информация о ообразовании:
Организация, задачи и содержание исследования
Экспериментальное исследование проводилось с учащимися 2-го класса средней школы №9 г.Бирск в течение 2004-2005 учебного года. Были обследованы дети в количестве 10 человек. Для проведения экспериментального исследования мы использовали методики В.П. Глухова, Т.А. Фотековой, И.Н. Садовниковой. Рече ...
Методы и воспитательные технологии формирование патриотизма у
детей младшего школьного возраста
Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом. Патриотизм как возвышенное чувств ...
Характерные особенности и структура занятий
Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия. Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности ...