Цель формирующего этапа исследования: обосновать педагогические условия, способствующие экономическому развитию детей 7-го года жизни, как средству воспитания готовности детей к обучению в школе.
Задачи:
Отобрать содержание экономических знаний, доступных возраста старшего дошкольника;
Разработать перспективный план работы по воспитанию готовности к обучению в школе детей 7-го года жизни на основе экономических знаний;
Определить педагогические условия, способствующие воспитанию готовности к обучению в школе детей 7-го года жизни на основе экономических знаний.
Реализация содержания экспериментальной работы осуществлялась в 3 этапа.
1 этап – Подготовительный. Цель: Вызвать интерес у детей подготовительной группы к обучению в школе и к экономике.
2 этап – Основной. Цель: Воспитание готовности к обучению в школе детей 7-го года жизни на основе экономических знаний.
3 этап – Творческий. Цель: Развитие у детей 7-го года жизни способности применять полученные знания и отражать сформированные умения в самостоятельной экономической деятельности.
На I этапе, включающем развитие интереса у детей подготовительной группы к обучению в школе и к экономике, а также создание предметно-развивающей среды. Было проведено 2 игры-занятия.
Чтобы сделать предмет экономики живым и полезным, Шатова А.Д. приблизила содержание своей программы к повседневной жизни дошкольников. Для начала стали использовать пословицы.
«Каждую крошку – в ладошку». Задание детям: предлагаю вспомнить сценку «Испекли звери каравай».
«Терпение и труд – все перетрут». Задание: ответить на вопросы: Почему горожане приобретают дачи? Легко ли вырастить урожай на дачном участке? Почему некоторые люди занимаются садоводством, а другие покупают овощи на рынке?
№ 1. «Ты – хороший хозяин?» (игра-занятие). Цель: Закрепить понятие «бережливость», формировать бережное отношение к предметам, нетерпимость к неряшливости, небрежности; воспитывать уважение к людям разных профессий.
№ 2. «Золотые правила экономики» (игра-занятие). Цель: Познакомить детей с понятиями "экономика", "инфляция", ввести эти слова в речь детей. Продолжать учить изображать по представлению персонажи литературного произведения, изобразительными средствами отражая свои эмоциональные впечатления. Воспитывать культуру речевого общения.
Игры использовались, как для повторения и закрепления уже имеющихся у детей экономических навыков, так и для постижения нового. Сюжетно-ролевые игры активизируют познавательные процессы и способствует лучшему усвоению экономических умений и навыков детей.
После проведения игр-занятий интерес к школе и экономике заметно возрос, дети узнали много нового и интересного о школе, об экономических понятиях и их значении.
В течение 1 этапа работы мы тесно работали с родителями детей. Мы информировали родителей о задачах и содержании формирующей работы с детьми по ознакомлению с экономикой. Родители помогали нам создавать вариативные модели развивающей среды экономического характера, позволяющие интегрировать экономическую деятельность с математической, экологической, изобразительной и другими видами деятельности.
Заметно пополнилась предметно-развивающая среда группы. В группе имеются сюжетно-ролевые игры: больница, магазин, парикмахерская, моряки, школа, библиотека при проведении которых стали учитываться экономические отношения.
В группе появился уголок математических, дидактических и экономических игр и пособий. Есть экономическая игротека «В гостях у гнома Эконома», которая будет активно использоваться во 2 этапе работы и маршрут путешествия в страну Экономию.
На II этапе, целью которого является воспитание готовности к обучению в школе детей 7-го года жизни на основе экономических знаний, нами было проведено 14 занятий по темам:
№ 3. «Фермер» (сюжетно-ролевая игра). Цель: Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающей жизни; познакомить с понятием «бартер» (обмен); воспитывать навыки трудолюбия.
№ 4. «Семейный бюджет: доход, расход». Цель: Раскрыть сущность понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия); уточнить представления детей о ведении семейного хозяйства.
№ 5. «Деньги» (игра-занятие). Цель: Дать представление о разнообразии денежных знаков. Объяснить детям почему, зачем и как появились деньги.
№ 6. «Чудо-природа» (игра-занятие). Цель: Закреплять понятие «природа»; выяснить у детей, что, по их мнению, относится к природному миру; подвести ребят к пониманию того, что одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие — произведены людьми.
№ 7. «Что? Где? Когда?» (игра-викторина). Цель: Закрепить представление детей о разнообразии природных ресурсов, способах их использования; выявить знания детей о производителях товаров и услуг; продолжать учить работать командой, сопереживать, находить коллективный ответ путем обсуждения.
Информация о ообразовании:
Формы проявления педагогического такта в гуманно-личностной концепции Ш.А.
Амонашвили
Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент ...
Теоретическое обоснование проблемы воспитания готовности детей 7 года жизни
к школе на основе экономических знаний
О готовности к школьному обучению говорят, когда имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологиче ...
Скалярное произведение векторов
В учебнике Л.С. Атанасяна скалярное произведение векторов определяется как произведение модулей векторов па косинус угла между ними, а затем доказывается теорема о том, как можно выразить скалярное произведение через координаты векторов. В учебнике Погорелова определением является утверждение о выр ...