Целью данного этапа работы является практическое исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Задачи экспериментального этапа исследования:
1) выявить уровень сформированности самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха;
2) выявить наличие взаимозависимости между уровнем развития самооценки дошкольника с нарушением слуха и его уровнем притязаний.
3) составить коррекционно-развивающую программу по формированию адекватной самооценки у детей с нарушением слуха;
4) исследовать влияние игры-драматизации на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха;
5) оценить эффективность проведенных коррекционно-психолого-педагогических мероприятий в работе с дошкольниками с нарушением слуха;
Предварительно было организовано исследование на выявление уровня развития самооценки детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Экспериментальное исследование особенностей формирования самооценки детей с нарушением слуха в рамкам выпускной квалификационной работы проводилось на базе ДУ ЦРР № 311. В исследовании принимали участие две группы старшего дошкольного возраста (по 7 человек в каждой).
Исследование проводилось в период с 18 ноября 2005 г. по 20 апреля 2006 г. и состояло и трех этапов:
1) Констатирующего этапа, на котором проводилась начальная диагностика самооценки у двух групп детей с нарушениями слуха (контрольная и экспериментальная) и был определен исходный уровень сформированности самооценки у каждого ребенка в отдельности, а также у группы в целом;
2) Формирующего этапа, в рамках которого мы формировали самооценку у детей экспериментальной группы посредством игры-драматизации.
3) Контрольного этапа, на котором была проведена итоговая диагностика самооценки у двух групп детей (экспериментальной и контрольной) и получены новые экспериментальные данные, что позволило сделать выводы об эффективности проведенной работы.
В экспериментальной группе было семь детей пяти-шестилетнего возраста:
· Райнат А., 17.02.2000 г. (нейросенсорная тугоухость III-IV степени);
· Ерасен Е., 08.03.2000 г. (глухота IV-V степени; ЗПР);
· Настя З., 29.06.2000 г. (глухота)
· Максим К., 29.12.2000 г. (двусторонняя хроническая глухота IV степени; ППЦНС; гипервозбудимость; ЗПР; внутричерепное давление);
· Даша К., 07.07.2000 г. (нейросенсорная тугоухость III-IV степени; ЗПР; ППЦНС; внутричерепное давление);
· Рита Л., 29.06.2000 г. (двусторонняя тугоухость III-IV степени);
· Диана Ч., 17.01.2000 г. (нейросенсорная тугоухость; ППЦНС; миастения).
Контрольная группа состояла из семи человек шести-семилетнего возраста:
· Витя А., 11.02.1999 г. (наследственная глухота);
· Даша И., 10.08.1999 г. (тугоухость III-степени; ЗПР);
· Костя Б., 02.04.1999 г. (наследственная глухота);
· Тёма К., 22.09.1999 г. (нейросенсорная тугоухость III-IV степени);
· Миша П., 01.06.1999 г. (наследственная глухота);
· Кирилл Л., 05.11.1998 г. (нейросенсорная тугоухость III степени; ППЦНС; ЗПР);
· Саша Т., 15.08.1999 г. (нейросенсорная тугоухость III-IV степени);
Так как все дети, принимающие участие в нашем исследовании имеют тяжелые нарушения слуха, обратим внимание на особенности организации и предъявление материала.
Несмотря на то, что некоторые дети используют слуховые аппараты, любой материал необходимо предъявлять не только в устной форме, но и подкреплять его жестами или дактильно.
Так же желательно материал предъявлять, ориентируясь на слухо-зрительное восприятие, то есть использовать таблички со словами и различный наглядный материал.
Речевые конструкции следует сократить до минимума, используя, лишь знакомые, детям слова и жесты. Построение предложений должно быть четким, кратким, сохранять логическую последовательность выполнения действий. При произнесении словесных инструкций артикуляция психолога должна быть четкой, и правильной, мимика – очень яркой и утрированной. Это необходимо для более быстрого и правильного понимания детьми предъявляемого материала. При необходимости речевую инструкцию нужно повторять.
Слова на табличках должны быть напечатаны крупным шрифтом. В каждом слове, кроме односложных, представляются ударения, а так же указываются и «слышимые» звуки (корова).
К каждому ребенку обращаться нужно всегда по имени. При дактилировании необходимо побуждать ребенка к произношению слов вслух. Считывание с табличек должно быть в устно-дактильной форме.
Информация о ообразовании:
Примеры занятий с использованием видов моделирования
Конспект занятия «Ателье мод» по составлению описательных рассказов с использованием схем в старшей группе (рассказывание об одежде) Цель: Развивать умение правильно составлять описательные рассказы об одежде, опираясь на схему Т.А.Ткаченко; упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осен ...
Особенности преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в заочном ВУЗе
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты стихийных бедствий, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутс ...
Формы и методы воспитательного влияния коллектива на личность
Ученический коллектив оказывает серьезное влияние на создание и поведение учащихся, от каждого требует подчинения общественному мнению. Чем более сплочен коллектив, тем сильнее его воздействие на отдельных учащихся. В совместной деятельности легче обнаружить положительные и отрицательные стороны ли ...