В современных условиях развития наук отечественные и зарубежные педагоги, и психологи все больше внимания уделяют проблемам формирования адекватной самооценки личности, в частности детей дошкольного возраста.
На общем фоне изученности самооценки детей и подростков наименьшее внимание уделено изучению самооценки детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.
Коррекционная психология и педагогика опирается на теоретическую концепцию аномального развития, принадлежащую Л.С. Высотскому, согласно которой рановозникший первичный дефект вызывает вторичные отклонения во всем психическом развитии ребенка, включая формирование его личности.
У детей с нарушениями слуха особенности в формировании личности могут возникать под прямым влиянием первичного дефекта, а также в связи со своеобразием развития речи и познавательных процессов, трудностями межличностного общения. В настоящее время имеются исследования, посвященные отдельным вопросам личности глухих (В.Л. Блонский, Г.Л. Выгодская, Н.Г. Морозова, М.М. Мудельман, В.Г. Петрова, Т.Н. Приленская, Т.Э. Пуйк, и др.). Однако вопросы, касающиеся формирования самооценки детей дошкольного возраста с нарушением слуха, остаются малоизученными. Хотя знание этих особенностей является необходимым условием формирования активной, гармонически развитой личности данной категории детей, эффективного включения их в учебно-воспитательный процесс.
Целью данной работы является изучение эффективности формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредством игры-драматизации.
К основным задачам нашего исследования относятся:
1. провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2. изучить психолого-педагогических особенностей детей с нарушением слуха и формирование их самооценки;
3. подобрать диагностические методики исследования самооценки у старших дошкольников с нарушением слуха;
4. проследить динамику развития самооценки старших дошкольников с нарушениями слуха посредством игры-драматизации, в течение одного учебного года;
5. оценить эффективность проведенных коррекционных психолого-педагогических мероприятий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Объектом работы является самооценка детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Предметом игра-драматизация как средство формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Гипотеза: если в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха целенаправленного и систематически использовать игры-драматизации, то это может способствовать оптимизации у данной категории детей.
В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования:
1. теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований по изучаемой проблеме;
2. наблюдение;
3. метод текстовой диагностики («Какой Я?» И.Г. Корнилова, «Ступеньки» Е.Е. Кравцова; «Оценочный тест» И.В. Кривонос; «Изучение общей самооценки» А.И. Липкина; «Игра в мяч» Т.А. Репиной).
4. метод математической обработки данных («Оценка достоверности различий между двумя выборками» по Манну-Уитни; метод «Ранговой корреляции» по Ч. Спирмену);
5. метод педагогического эксперимента.
Методологической основой поведенного исследования являются труды Л.С. Высоцкого, И.В. Кривонос, А.И. Липкиной, И.И. Чесноковой и др.
Теоретическими основами работы являются работы Р.М. Боскин, Л.С. Выготского, Г.Л. Выгодская, И.Г. Корниловой, Л.В. Неймана, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона.
Практическая значимость: данное исследование заключает в себе определенный вклад в разработку подходов по изучению самооценки дошкольников с нарушением слуха и показывает роль игры-драматизации для формирования ее адекватности и позитивности. Разработанная нами коррекционно-развивающая программа может быть рекомендована для использования в психолого-педагогической работе в общеобразовательных учреждениях для детей с нарушением слуха. А также может применяться в консультировании и работе с детьми.
Информация о ообразовании:
Методика и технологии социально-педагогической деятельности
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Так, чтобы стать учителем физики, необходимо изучить законы физики, знать, что доступно для усвоения учащимися, какие знания могут изуч ...
Особенности овладения словообразованием и словоизменением в онтогенезе и
при дизонтогенезе
Алексеева М.М., Яшина В.И., Лепская Н.И., Арушанова А.Г, Фомичева М.Ф. рассматривали проблемы развития словообразования и словоизменения детей с нормой речевого развития. По мнению Арушановой А.Г. основным источником развития навыков словообразования и словоизменения детей является повседневное общ ...
Педагогические взгляды П.П. Чистякова
Особенности художественной школы рисования П. П. Чистякова. П. П. Чистяков считал, что Академия художеств времени его преподавания (1872—1892) нуждается в реформе и новых методах работы с воспитанниками, необходимо усовершенствовать методику преподавания рисунка, живописи, композиции. С 1871 года Ч ...