Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

В современных условиях развития наук отечественные и зарубежные педагоги, и психологи все больше внимания уделяют проблемам формирования адекватной самооценки личности, в частности детей дошкольного возраста.

На общем фоне изученности самооценки детей и подростков наименьшее внимание уделено изучению самооценки детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

Коррекционная психология и педагогика опирается на теоретическую концепцию аномального развития, принадлежащую Л.С. Высотскому, согласно которой рановозникший первичный дефект вызывает вторичные отклонения во всем психическом развитии ребенка, включая формирование его личности.

У детей с нарушениями слуха особенности в формировании личности могут возникать под прямым влиянием первичного дефекта, а также в связи со своеобразием развития речи и познавательных процессов, трудностями межличностного общения. В настоящее время имеются исследования, посвященные отдельным вопросам личности глухих (В.Л. Блонский, Г.Л. Выгодская, Н.Г. Морозова, М.М. Мудельман, В.Г. Петрова, Т.Н. Приленская, Т.Э. Пуйк, и др.). Однако вопросы, касающиеся формирования самооценки детей дошкольного возраста с нарушением слуха, остаются малоизученными. Хотя знание этих особенностей является необходимым условием формирования активной, гармонически развитой личности данной категории детей, эффективного включения их в учебно-воспитательный процесс.

Целью данной работы является изучение эффективности формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредством игры-драматизации.

К основным задачам нашего исследования относятся:

1. провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

2. изучить психолого-педагогических особенностей детей с нарушением слуха и формирование их самооценки;

3. подобрать диагностические методики исследования самооценки у старших дошкольников с нарушением слуха;

4. проследить динамику развития самооценки старших дошкольников с нарушениями слуха посредством игры-драматизации, в течение одного учебного года;

5. оценить эффективность проведенных коррекционных психолого-педагогических мероприятий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.

Объектом работы является самооценка детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Предметом игра-драматизация как средство формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Гипотеза: если в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха целенаправленного и систематически использовать игры-драматизации, то это может способствовать оптимизации у данной категории детей.

В ходе данной работы были использованы следующие методы исследования:

1. теоретико-методологический анализ научной литературы и диссертационных исследований по изучаемой проблеме;

2. наблюдение;

3. метод текстовой диагностики («Какой Я?» И.Г. Корнилова, «Ступеньки» Е.Е. Кравцова; «Оценочный тест» И.В. Кривонос; «Изучение общей самооценки» А.И. Липкина; «Игра в мяч» Т.А. Репиной).

4. метод математической обработки данных («Оценка достоверности различий между двумя выборками» по Манну-Уитни; метод «Ранговой корреляции» по Ч. Спирмену);

5. метод педагогического эксперимента.

Методологической основой поведенного исследования являются труды Л.С. Высоцкого, И.В. Кривонос, А.И. Липкиной, И.И. Чесноковой и др.

Теоретическими основами работы являются работы Р.М. Боскин, Л.С. Выготского, Г.Л. Выгодская, И.Г. Корниловой, Л.В. Неймана, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона.

Практическая значимость: данное исследование заключает в себе определенный вклад в разработку подходов по изучению самооценки дошкольников с нарушением слуха и показывает роль игры-драматизации для формирования ее адекватности и позитивности. Разработанная нами коррекционно-развивающая программа может быть рекомендована для использования в психолого-педагогической работе в общеобразовательных учреждениях для детей с нарушением слуха. А также может применяться в консультировании и работе с детьми.


Информация о ообразовании:

Значение педагогики НХТ
Одним из реальных путей осуществления массового художественного воспитания детей является возрождение механизмов преемственности народной культуры. На ранних этапах развития ребенка, связанных с эмоционально-чувственным познанием мира, главное место необходимо отвести традициям художественного синк ...

Структура уроков производственного обучения
I. Структура урока по операционной теме: Организационный момент. Вводная часть - до 1 часа: 1.1. Проверка посещаемости. 1.2. Подготовка учащихся к изучению новой темы: повторение необходимых знаний из теоретического обучения (но не его дублирование), подготовка к освоению новых трудовых операций и ...

Игра, как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей и оздоровительной работы с детьми с интеллектуальным нарушением
Игра это – занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используются взрослые в целях воспитания школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личнос ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru