Методы изучения самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Методы изучения самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха

Страница 1

Для исследования уровня сформированности самооценки и уровня притязаний детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха был сформирован комплекс методик, включающих в себя субъективные и объективные методы. Таким образом, были использованы следующие методы:

1) Метод тестовой диагностики – «Ступеньки» (Е.Е. Кравцовой) «Изучение общей самооценки» (А.И. Липкина); «Какой я?» (И.Г. Корнилова); «Игра в мяч» (Т.А. Репиной); «Оценочный тест» (И.В. Кривонос);

2) Проективная методика «Человек» (А.Л. Венгер);

3) Метод математической обработки данных – «Оценка достоверности различий между двумя выборками» по Манну-Уитни; метод «Ранговой корреляции» по Ч. Спирмену.

Система методик эксперимента была составлена, исходя из поставленных в данной работе задач; в специфике условий проведения эксперимента и на основе существующих представлений о системном подходе изучения формирования самооценки детей с нарушением слуха.

Для обследования детей мы применяем следующие методики, каждую из которых мы адоптировали для детей с нарушением слуха.

Методика 1. «Ступеньки» (Е. Е. Кравцова).

Цель: выявление уровня отношения ребенка к себе и к детям своей группы.

Организация: перед ребенком на стол кладут заранее вырезанные из цветной бумаги или картона ступеньки (количество ступенек соответствует количеству детей в группе). Рядом выкладываются таблички с именами всех детей группы, включая испытуемого.

Инструкция: «Вот ступеньки, а это – все дети группы. Прочти. Смотри, на верхние ступеньки мы поставим самых умных детей, самых хороших, добрых, а на нижние – самых глупых, плохих, злых. Посредине – чуть-чуть умных, чуть-чуть злых, чуть-чуть хороших. Расставь все таблички. Куда ты поставишь себя? А других?

Параметры «умный» и «глупый» можно варьировать: добрый-злой, красивый-некрасивый и т.п. в зависимости от пола и характера работы. Чтобы ребенку не приелась эта методика и, чтобы он не руководствовался своим прошлым опытом, её следует немного изменять, например, предлагать не ступеньки, а шарики, летящие на разной высоте, или пьедестал почёта, где на верхних ступеньках самые хорошие (добрые и т.д.), а на нижних – прямая противоположность.

По уровню выполнения этого задания детей можно подразделить на три уровня:

I уровня – дети уверено, без раздумья, ставят себя на верхнюю (или нижнюю) ступеньку независимо от того, какое из своих качеств предлагается оценить. Этому уровню соответствует низкий уровень развития самооценки - утрата детьми чувства индивидуальной и социальной самоценности, отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров. Идеал сверхзавышен, либо занижен до собственного уровня.

При сведении всех результатов детей к школе 20-80 учитывалась сумма баллов (в зависимости от № ступеньки), полученных тем или иным ребёнком в группе.

Методика 2. «Какой Я?» (И. Г. Корнилова)

Цель: проанализировать качества, которые дети выделяют, как наиболее важные для себя и отношение к ним детей.

Организация: методика проводится строго индивидуально, так как присутствие других детей смущает или, напротив, вызывает агрессию у испытуемого.

Инструкция: «Сейчас я задам тебе несколько вопросов, послушай их внимательно и ответь на них. Ты хороший? »

Экспериментатор спрашивает у ребёнка, как он оценивает себя по следующим качествам личности (с учётом знаний глухих детей и сформированности представлений о каждом из них): хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный. Качества: внимательный, вежливый, умелый (способный), трудолюбивый и честный детям с нарушением слуха старшего дошкольного возраста незнакомы, поэтому мы не берём их для обследования.

Оценочные высказывания детей переводятся в баллы:

ответ «да» - 1 балл,

ответ «нет» - 0 баллов,

ответ «не знаю» - 0,5 балла.

Использование данной методики осуществляется без изменений и позволяет понять, какое место занимает ребёнок в микросоциуме своей группы, а также ту ценность, которую, как думает ребёнок, он представляет в глазах взрослых и сверстников, что позволит сузить о состоянии эмоциональной адаптации детей с нарушениями слуха.

Интерпретация результатов:

Низкий уровень развития самооценки – утрата детьми чувства индивидуальной и социальной самоценности, отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров. Идеал сверхзавышен, либо занижен до собственного уровня.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Общие принципы разработки и реализации игровых программ оздоровительно-коррекционной направленности
При включении игровых технологий в контекст оздоровительной работы в начальной школе, представляется возможным сформулировать ряд общих принципов, которыми необходимо руководствоваться взрослым: - строгая индивидуализация двигательной активности детей при планировании игровых оздоровительно – корре ...

Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников
Принцип наглядности заключается в зрительном восприятии предмета на любом виде занятий рисования: рисовании с натуры, рисовании на темы, ДПИ, беседах об искусстве. Рисование с натуры - метод наглядного обучения. Наглядность в обучении рисованию с натуры мы рассматриваем как ведущее средство обучени ...

Пути решения проблемы в системе образования РФ
Изучение системы государственной политики в области образования приобретает в настоящее время особую актуальность. Объясняется это тем, что в настоящее время в Российской Федерации проводятся сразу две крупномасштабные реформы, напрямую затрагивающие данную проблему - административная реформа и реф ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru