Средний уровень развития самооценки допустимый, но в тоже время указывающий на недостаточно развитое чувство самоценности, где диапазон идеалов узок и содержательно беден.
Высокий уровень развития самооценки – адекватная и социально желательная самооценка, где ребёнок стремится к высоко, либо реальным возможностям и досягаемым идеалам.
Самооценка определяется по общей сумме баллов:
первый (низкий) уровень развития – 0-1,6 баллов;
второй (средний) – 1,7-3,3 балла;
третий (высокий) – 3,4-5 баллов.
Методика 3. «Игра в мяч» (Т.А. Репина)
Цель: выяснить уровень притязаний ребёнка.
Организация: Испытуемому предлагают поиграть с мячом: мяч бросают на пол и каждый раз, когда он отскакивает от пола, по нему ударяют ладонью; ил бросают мяч и ловят его двумя руками. Ребёнок ударяет по мячу до тех пор, пока он не упадёт. Проделывает 8-10 попыток. Перед каждой попыткой ребёнка спрашивают: «Сколько раз ты сейчас сможешь ударить по мячу, если постараешься?». Ответы ребёнка в большинстве случаев находятся в зависимости от того, сколько раз ему удалось ударить по мячу в предыдущей попытке – эти показатели заносят во второй ряд (П.К. – предполагаемое количество ударов) таблицы фиксации результатов.
Количество реально отбитых ударов фиксируют в третьем ряду (Р.К. – реальное количество отбиваний) таблицы.
Образец фиксации результатов
№ № |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
П.К. | ||||||||
Р.К. |
Для детей с нарушением слуха в самом начале используется показ действий с мячом. «Я сделаю 5 раз» и показ. «А ты сколько?». Мяч отдается ребенку. «Сначала скажи сколько, а потом делай».
Обработка и интерпретация результатов.
Методика даёт возможность выявить два вида характеристик:
1) успешность деятельности, которая выражается в количестве ударов по мячу в каждой попытке;
2) уровень притязаний, выражающийся в предвосхищении ребёнком своих результатов пред каждой попыткой.
Полученные показатели соотносят с одним из 4 уровней притязаний:
1) заниженный – показатель «П.К.» низкий и не зависит от того, достигнуто его превышение или нет. Детям с заниженным уровнем притязаний свойственны неуверенность в своих силах, отсутствие желания проявить себя. Довольно часто после 3-5 попыток они отказываются от деятельности, мотивируя это ссылкой на усталость или отсутствие интереса.
2) Несформированный – достигаемый успех или неуспех не влияет на выбор показателя «П.К.» и на процесс его достижения. Обычно выбор носит случайный характер, который выражается в скачкообразности низких и высоких показателей «П.К.» ударов. Реакции на замечания и оценки у детей с несформированным уровнем притязаний обычно или слабо выражены, или отсутствуют.
3) Адекватный – при превышении «Р.К.» ударов, показатель «П.К.» увеличивается, а при снижении «Р.К.», количество предполагаемых ударов несколько уменьшается. Дети проявляют критическое отношение к своим результатам. Обычно они начинают с названия большого количества предполагаемых ударов. Им свойственна уверенность в себе, в своих силах, но при этом у них существует скрытая боязнь неуспеха, которая выражается в осторожном, незначительном повышении «П.К.» при достижении успеха и более резком его снижении при неудачах.
4) Завышенный – показатель «П.К.» очень высокий независимо от неудач (показатель «Р.К.» значительно низок). Дети отличаются способностью рисковать, а достижение успеха и особенно неуспеха влияет не столько на изменение выбора, сколько на его выполнение, на общее эмоциональное состояние. Обычно они в своих неудачах винят обстоятельства или других людей: будь то плохо надутый мяч или неровный пол и т.д.
Информация о ообразовании:
Диагностика уровней развития позитивного отношения у школьников к обучению
Вторая глава данной работы представляет собой исследование, посвященное описанию методики формирования позитивного отношения к обучению. В связи с этим, следуя логике педагогического исследования, во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа (цель, задачи, условия, содержание, методы ...
Особенности сонета как поэтической формы
Сонет (итал. sonetto, окс. sonet) — твёрдая поэтическая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во «французской» последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в «итальянской» — abab abab cdc d ...
Понятие взаимодействия и социальной среды
«Взаимодействие - организация совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющих им реализовывать какую-то общую для них работу» (А.В. Мудрик). Взаимодействие основано на взаимопонимании, взаимоотношениях, взаимных действиях и взаимовлиянии. Под социальной средой понимают как правило в ...