Далее для изучения взаимосвязей между уровнем развития самооценки и уровнем притязаний был проведён корреляционный анализ. Для его проведения использовали метод вычисления коэффициента ранговой корреляции по Ч. Спирмену. Данный метод используется при сравнивании порядковых величин и позволяет определить тесноту и направленность корреляционной связи между двумя рядами переменных.
Мы утверждаем, чем выше уровень самооценки, тем выше уровень притязаний, и, наоборот, при занижении самооценки, уровень притязаний у детей низок.
Коэффициент корреляции вычисляется по формуле:
Где rs – коэффициент ранговой корреляции Спирмена;
N – число сравниваемых пар величин двух переменных;
d2 – квадрат разностей рангов этих величин.
Для начала мы табулировали таблица 4 все первичные результаты обеих групп (показателем самооценки является средний результат по всем методикам; показатель уровня притязаний по методике Т.А. Репиной).
Затем присвоили каждому результату ранг, начиная с большего показателя, т.е. лучшего. Ранжирование производится отдельно для переменных Х (самооценкой) и Y (уровнем притязаний). Вычисляем разность рангов для каждой пары значений X и Y (Rx - Ry =d).
Возводим значений разности рангов в квадрат. Суммируем результаты, полученные после возведения в квадрат разностей рангов.
Все данные фиксируем в таблице 5.
Связь между отдельными составляющими считаются сильной, если уровень достоверности коэффициента корреляции р<0,001; средний при р<0,01, слабый при р<0,05. В остальных случаях взаимосвязь считается незначимой. В нашем случае взаимосвязь признаков, достаточно выраженная или средняя (по таблице Виды корреляционных взаимосвязей).
То есть, чем больше абсолютное значение коэффициента корреляции, тем теснее связь между переменными. Что подтверждает наше предположение.
Таким образом, исходя из результатов первичной диагностики, видим, что в экспериментальной группе 3 ребенка имеют несформированный уровень самооценки, причем, Ерасен с тенденцией к заниженному; 1 девочка средний уровень; 3 ребенка – низкий уровень.
Подтверждаем результаты экспертной оценкой воспитателя группы и дефектолога:
Ерасен старается завышать оценки своей работы, не осознает, что сделал хуже работу, чем остальные, хотя и видит это. Хочет быть хорошим, но не старается прилагать усилий, всегда выбирает самую легкую задачу, но не дает себе высокие оценки.
Максим более умный и способный ребенок, чем себя проявляет, стесняется.
Раина признает свои ошибки, слишком навязчивая девочка, поэтому сосредотачивается не на выполнении работы, а на общении с педагогом. Переживает неудачи, но исправить не старается. Не пользуется авторитетом среди детей, так как требует к себе большого внимания, поэтому часто ей приходится играть самой.
Настя из неблагополучной семьи, где с ней никто не занимается, очень агрессивна, за что дети ее недолюбливают. Часто отказывается от выполнения заданий, т.к. уровень выполнения заданий, т.к. уровень выполнения работ очень низок.
Даша безусловно имеет средний уровень самооценки всегда адекватно оценивает свои работы, поступки.
Рита – умная девочка, но замкнутая, стеснительная, боится, что не выполнит сложное задание, поэтому выбирает легче, чтобы избежать неудач.
Диана заработала репутацию умной, прилежной девочки, привыкла, что ее хвалят. А теперь, подрастая, справляется с заданиями немного хуже, но она нашла альтернативный вариант – выбирать легче. Девочка с характером часто сердится, знает, что дети ее недолюбливают за это, поэтому стесняется.
В контрольной группе:
Даша замыкается в себе, стесняется посторонних. Ей нужно много времени, чтобы начать непринужденно общаться с новым человеком. Одна среди мальчиков, поэтому упорная, не соглашается с оценками своей деятельности.
Миша и Костя - умные ребята. У них, примерно, одинаковый уровень развития, поэтому соперничают друг с другом.
Витя склонен к адекватной оценке действий, как своих, так и других детей.
Тёма немного стесняется, скрывает свои преимущества среди других. Это результат воспитания родители слышащие.
Информация о ообразовании:
Задачи на совместную работу
При решении этих задач нужно выяснить с учащимися, что возможны два случая: объем выполненной работы известен; объем выполненной работы неизвестен. Первые задачи удобно решать, используя таблицы. Пример. Два токаря вместе изготовили 350 деталей. Первый токарь делал в день 40 деталей и работал 5 дне ...
Развитие детского коллектива
Важную роль в развитии теория детского коллектива сыграла идея коммунарского движения, которая начала активно проявляться в 70-е годы в практике школ и внешкольных объединений (Фрунзенская коммуна в Ленинграде, «Бригантина» в Чите, коммунарское движение в пионерском лагере «Орленок»). Во главе комм ...
Практический опыт профориентационной работы социального педагога в школе
На сегодняшний день выпускники общеобразовательных школ сталкиваются с огромным количеством трудностей в процессе профессионального самоопределения. Зачастую это прямо связано с отсутствием некоторых важных навыков у учащихся. В ходе работы с учащимися мы сталкиваемся с отсутствием психологической ...