Игра-драматизация является одним из удобных и естественных способов психического развития детей с нарушениями слуха, но ввести ее в стандартную сетку воспитательно-развивающей работы в специальном дошкольном учреждении сложно. Так Г.Л. Выгодская (1975) отмечала, что для игры детям с нарушением слуха в детских садах отводится очень мало времени. В основном свободное от занятий, время тратится на режимные моменты и на развития речи. Отведенное для игр время необходимо разделить для дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых и т.п. В итоге для игр-драматизации времени почти не остается. По мнению исследователя, необходимо отводить специальное время для сюжетно-ролевых игр в режиме дня детей с нарушением слуха. Кроме того, требуется предварительная подготовка детей к восприятию нового материала, активация потенциальных возможностей детей и, наконец, готовность самого педагога.
Так как умению играть детей с нарушением слуха необходимо специально обучать, то на предварительном этапе необходимо научить детей принимать на себя тот или иной образ, изображать с помощью мимики, жестов, пантомимики характерные для изображаемого героя черты и признаки.
Предварительный этап включает в себя этюды и первые игры-пробы, как первые шаги вглубь нового и интересного мира. Дети учатся взаимодействовать на качественно ином уровне, демонстрирующим с больной остротой и многие личностные и коммуникативные особенности, душевные состояние, фантазийные способности и пр. Первоначально игры носят познавательно – занимательный характер, в дальнейшем усложняются, увеличивается количество персонажей, требуется самостоятельная работа ребенка в проработке образов героев, требуется достаточно высокий уровень развития фантазии и выразительных возможностей.
В соответствии с результатами диагностического обследования определяется система этюдов и упражнений, направленных на:
1) конкретизацию знаний и представлений детей с нарушением слуха о вербальных и, тем более, невербальных средствах выразительности;
2) координацию двигательных и речевых актов;
Реализация обучающего этапа ведется в соответствии с выделенными направления построения игры-драматизация (сюжет и собственно игра). Для пробных игр и для традиционных игр-драматизации подбирается доступный для восприятия детей с нарушением слуха речевой и игровое материалы, сюжеты, небольшие по количеству персонажей и объему действий, и используются понятные и близкие детям способы решения поставленных в них проблем.
Составной частью второго направления построения собственно игровой деятельности дошкольников с нарушениями слуха выступает соответствие следующим условиями:
1) должно быть отведено специальное время для сюжетно – ролевых игр, для дидактических, для подвижных, т.е. времени необходимо больше. И ничем другим его заменять нельзя;
2) дети должны быть обеспеченны необходимыми для игр игрушками и должны уметь ими пользоваться;
3) необходимо осуществлять повседневное руководство играми детей умению играть.
Очень существенными условиями для развития игр детей является достаточный ассортимент игрушек в каждой группе. А.С. Макаренко называл игрушки материальным центром игры.
Игрушки в игровой комнате должны быть расположены на видном месте, так чтобы было удобно ими пользоваться и ставить их обратно, чтобы они были в порядке. Необходимо воспитывать бережное отношение к ним.
Так же должны быть не сложные костюмы (или их элементы) для сюжетно-ролевых игр (для перевоплощения).
Детям необходимо показать разные способы действия с той или иной игрушкой. Необходимо учить детей с нарушением слуха использовать в игре предметы-заместители с учетом следующего:
1) знакомый предмет труднее принимается ребенком в роли заменителя, чем малознакомый (карандаш в роли пипетки воспринимается сложнее, чем палочка);
2) пока ребенок не знает твердо названия заменяющего предмета, его свойств и назначения, нельзя заменять его в игре условным предметом;
4) предмет должен быть функционально пригоден к выполнению роли заменителя, т.е. должен обладать свойствами, позволяющими совершать те действия, которые выполнялись с заменяемым предметом.
5) предмет не должен содержать противоречащие заменяемому предмету свойства.
Информация о ообразовании:
Математические экскурсии глазами детей
Математические экскурсии: - развивают наблюдательность, внимание, память; - способствуют совершенствованию мышления, речи; - приучают к лучшей ориентировке в явлениях в окружающей действительности; - дают возможность самостоятельно открывать новое длясебя математическое знание, в том числе из прогр ...
Особенности физического воспитания детей старшего дошкольного
возраста в ДОУ
Физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. При этом понятие "здоровье" поднимает роль физической культуры на совершенно новый уровень, становясь основой формирования ...
Диагностика уровней развития позитивного отношения у школьников к обучению
Вторая глава данной работы представляет собой исследование, посвященное описанию методики формирования позитивного отношения к обучению. В связи с этим, следуя логике педагогического исследования, во второй главе описывается опытно-экспериментальная работа (цель, задачи, условия, содержание, методы ...