Физическая культура, так же, как и общая культура, имеет две части – предметную и личностную. Это значит, что она существует как в виде конкретных материальных реалий, так и в форме личностного достояния человека, занимающегося физическими упражнениями.
Физическая культура – достаточно сложное социальное образование. В ее структуре можно выделить три самостоятельных аспекта: деятельностный, ценностный и личностный.
Результативный аспект физической культуры включает в себя всю совокупность полезных результатов, которые человек приобрел в процессе деятельного использования ценностей физической культуры в своей жизни.
К таким полезным результатам можно отнести:
· полученные в процессе физкультурных занятий двигательные умения и навыки;
· саму способность быстро овладевать новыми движениями, развитую в ходе занятий;
· возросшую физическую работоспособность;
· пропорционально развитое телосложение и осанку;
· физкультурные знания;
· нравственные и эстетические качества, возвышающие личность человека и т.д.
Данный аспект правомерно отождествляется с понятием «личная физическая культура», т.к. он полностью персонифицирован в личности занимающегося в виде его собственного достояния и достижения.
Термин «физическая культура личности» можно выразить как реальную физкультурно-спортивную деятельность конкретного человека, мотивом которого является удовлетворение его индивидуальных интересов и потребностей в физическом самосовершенствовании.
Основными признаками физической культуры можно считать:
· систематические занятия физическими упражнениями для решения задач физического самосовершенствования;
· специальные физкультурные занятия, позволяющие с пользой применить их на практике;
· владение определенными двигательными умениями и навыками для решения лично значимых задач;
· владение достаточными организационно-методическими умениями построения своих самостоятельных физкультурно-спортивных занятий, т.к. самостоятельная физкультурная деятельность по праву считается высшей формой личной физической культуры.
Прогрессивный вариант характеризует процесс постоянного преодоления противоречий, преодоления себя для нового полного раскрытия своих сил и способностей. В этом случае происходит непрерывное наращивание личностного потенциала через самоотрицание и самоопределение в результатах и процессе физкультурно-спортивной деятельности.
Регрессивный вариант представляет собой уход на узкие сферы самореализации, основой которого служат иллюзии прошлого опыта, успокоенности.
Неполнота выражения в физкультурно-спортивной деятельности порождает неудовлетворенность ею, ее результатами, что ведет к ограничению культурного пространства жизнедеятельности.
Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективности, так как она сама начинает творить те общественные отношения, совокупным ансамблем которых является.
Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.
Информация о ообразовании:
Значение подбора работ. Основные требования к подбору УПР
Основа профессионального обучения в УНПО – участие обучающихся в производительном труде. Вместе с тем, программа производственного обучения объективно не может раскрыть, какие конкретно, в какой последовательности, сколько УПР должен выполнить обучающийся, чтобы соответствовать предъявляемым требов ...
Сложение и вычитание векторов
Сумма двух векторов Все сказанное пока еще не дает понятие вектора достаточно содержательным и полезным. Большую содержательность и богатую возможность приложений понятие вектора получает тогда, когда мы вводим своеобразную "геометрическую арифметику" - арифметику векторов, позволяющую ск ...
Особенности эмоциональной сферы младших школьников
с умственной отсталостью
При исследовании эмоциональной сферы необходимо помнить о её двойном содержании - это одновременно и объективный процесс взаимодействия и обмена информацией между людьми, и оценка им друг друга. Эмоциональная сфера младших школьников с умственной отсталостью характеризуется незрелостью и существенн ...