Очень важна подготовка самого взрослого, его уверенность в собственном мастерстве руководства детской игрой. Решать все вопросы придется самому, но есть лишь общие пожелания – руководите вашими детьми с любовью, как строгий и справедливый родитель; будьте к вашим детям чутким и сопереживающим товарищем; помогайте им как мудрый волшебник, доверяйте себе и доверяйте детям. И помните, что нет абсолютно «правильных и хороших» решений – есть решения, пригодные для каждого ребенка индивидуально. Рамки позволенного в традиционной игре расширяться не только для детей, но и для взрослых. Взрослый помогает детям осознать свои возможности в изменении мира себя, но может ли он при этом оставаться только воспитателем? Взрослый может и должен повести детей за собой, ибо дети с нарушениями слуха нуждаются в поддержке, побуждениях, в постоянной демонстрации доступных для них примеров креативности; они нуждаются в образцах для подражания.
Видя, как дети раскрепощаются и преображают новые навыки взаимодействия, трудно оставаться сторонним наблюдателем, замечает И.Г. Корнилова в своих трудах. (2000 г). Соучастие помогает приблизить желаемый результат. Взрослый всегда представляет, к чему должна привести игра, но это не должно мешать ему, получать удовольствие от творчества. Однако не всегда мы получаем то, на что надеялись. Неоднозначность заложена в самом названии игры-драматизации.
Механизм игры-драматизации представляет детям и педагогу большие возможности для изменения сюжета и процесса проведения непосредственной игровой деятельности в соответствии со своими возможностями, потребностями, настроением и т.д. Поэтому каждая игра даже та, которая была использована на предыдущих занятиях, никогда не бывает идентичной прошедшей. В каждой игре происходит взаимодействие способов развития тех или иных качеств, но сюжет и построение игровой деятельности строятся в соответствии с общей структурой игры. Таким образом, игра-драматизация является наиболее гибким инструментом развития адекватной самооценки, так как всегда существуют, как минимум, несколько вариантов решения проблемы, а выбор приводит к образованию индивидуального опыта, каждого ребёнка.
Важнейшим условием осуществления подлинно творческого процесса, в игре-драматизации является импровизация детей на основе усвоенных в прежних обучающих играх форм поведения и общения. Взрослый лишь побуждает детей самостоятельно находить решение проблем игры. Иногда, например, очень трудно объяснить, как необходимо действовать в определённой ситуации и найти наиболее приемлемый выход из неё. В данном случае почти невозможно объяснить это словами, но можно показать в конкретной игре с помощью конкретных поступков. Таким образом, правила поведения и общения не навязываются извне, а вытекают из содержания игры-драматизации, интериоризуются и в дальнейшем служат основой для переноса их из игровой ситуации – в реальную.
Наряду с развитием потенциальных творческих возможностей дошкольников с нарушением слуха в коррекционной игре-драматизации стоит ещё одна важная задача взрослого: научить детей в любой ситуации действовать в рамках социально приемлемого и эмпатийного поведения. Но такое поведение возможно лишь при условии владения детьми с нарушениями слуха навыками эмпатийного общения, адекватных возможностей их социальной и эмоциональной адаптации. Во время игровых занятий необходимо побуждать детей и самим поступать так, чтобы у них не возникло разрыва между моделью поведения в игре-драматизации и внеигровым общением. Таким образом, второе направление развития игры-драматизации связано с реализацией сюжетного замысла в рамках активной игровой деятельности, направленной на реализацию задач коррекции самооценки дошкольников с нарушением слуха.
Реализация сюжета игры-драматизации:
- организация игрового пространства;
- распределение ролей и выбор атрибутов игры;
- самостоятельная игра дошкольников с участием (или без участия) взрослого;
- помощь взрослого в затруднительных ситуациях (забывание сюжета, смешение ролей и т.п.)
- завершение игры гуманным разрешением проблемы и эмоциональной разрядкой детей.
Вышеперечисленные особенности организации и проведения игры-драматизации отражаются в игре детей и связаны с теми ролями, которые принимают на себя играющие. В процессе игры-драматизации взрослый, часто принимает на себя роль одного из действующих лиц. Распределение ролей между детьми происходит под наблюдениями или непосредственным его руководством, что связанно, в первую очередь, с необходимостью включения в игровое общение тех детей, чьи выявленные недостатки коммуникативной, социальной или эмоциональной сфер находятся в зоне внимания конкретной игры. Ребёнок, принимая на себя роль, вступает в новые взаимоотношения с окружающим миром, и педагог решает – насколько подходит этому ребёнку эта роль, имеет ли он достаточный коммуникативный и социальный опыт, чтобы справиться с нею. Если ребенок испытывает трудности, связанные с неадекватной самооценкой, недостаточным владением навыками общения, обусловленными негативными последствиями слухового дефекта, то взрослый выбирает для ребёнка иную роль, постепенно усложняя её содержание от занятия к занятию.
Информация о ообразовании:
О мероприятиях по введению предпрофильного и профильного обучения в системе
города
Приказ Главного управления образования Управы г. Тулы №438-а от 10. 06. 2004 г. В соответствии с Концепциями модернизации Российского образования на период до 201-г. и профильного обучения на старшей ступени общего образования, приказом МО РФ 32757 от 26. 06. 2003 г. «О введении профильного обучени ...
Гипотеза исследования
«Ядром» социально-нравственного развития, его основным содержанием является: умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения, в овладении навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоци ...
Педагогические взгляды П.П. Чистякова
Особенности художественной школы рисования П. П. Чистякова. П. П. Чистяков считал, что Академия художеств времени его преподавания (1872—1892) нуждается в реформе и новых методах работы с воспитанниками, необходимо усовершенствовать методику преподавания рисунка, живописи, композиции. С 1871 года Ч ...