Анализ феномена самооценки детей в психолого-педагогических исследованиях

Статьи по педагогике » Особенности становления самооценки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха » Анализ феномена самооценки детей в психолого-педагогических исследованиях

Страница 1

Одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека, по мнению многих отечественных и зарубежных психологов, является самосознание, центральным компонентом которого выступает самооценка. Она обуславливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Именно самооценка, по утверждению многих исследователей (Р. Бернс, И.С. Кон, А.И. Липкина, А. Маслоу и др.), существенным образом влияет на эффективность деятельности человека и степень выраженности у него стремления к личностному росту.

Самооценка, являясь специфическим образованием в структуре самосознания личности, представляет собой направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности, обладающей комплексом функций, среди которых наиболее существенной является функция регулирования отношения человека с социумом при сохранении собственной самобытности. (О.А. Белобрыкина, 2003).

Впервые к изучению самооценки и выявлению проблем, связанных с этим психологическим образованием личности, обратились зарубежные исследователи – А. Бандура, У. Джеймс, С. Куперсмит (1967), М. Розенберг и др. Так, исследования С. Куперсмита позволили ему первоначально выделить пять форм проявления самооценки (низкая, средняя, соответствующая, высокая, очень высокая), на основе которых им осуществлялась классификация испытуемых на различные подгруппы. В дальнейшем ученый ограничился использованием только трех форм самооценки: низкой, средней и высокой. При этом под самооценкой он понимал присущее индивиду чувство собственной ценности, выражающееся в реакциях самого индивида на окружающее. Изучая степень влияния различных факторов на генезис самооценки ребенка С. Куперсмит к наиболее значимым факторам относил: стиль воспитания и поведения родителей, порядок рождения детей в семье, характер отношений ребенка со сверстниками, степень принадлежности к определенной этнической группе.

Особое внимание он уделял проблеме восприятия родителями своего ребенка и самих себя и выделил следующую закономерность: уровень самооценки детей напрямую зависит от уровня самооценки родителей.

Огромную, по своей сути и значимости, работу по систематизации достижений западной науки в области изучения самосознания личности, проделал Роберт Бернс (1986 г.). Самооценка им рассматривается как основная структурная единица, составляющая целостность «Я-концепции», содержание которой исследователь относит к одному из важнейших результатов социализации, оказывающего непосредственное влияние на реакции человека в повседневной жизни. Наиболее значимыми, в целях понимания психологической сущности самооценки, Р. Бернс считал три момента:

§ степень сопоставления образа реального «Я» с образом идеального «Я».

§ уровень интериоризации социальных реакций на данного индивида через призму его идентичности.

§ собственно субъективность самооценки как показателя уровня сформированности.

Р. Бернс со своей очевидностью в своих трудах показал, что генезис самооценки есть процесс динамичный.

В отечественной психологии самооценка рассматривается как одна из сторон самосознания личности, как продукт ее развития. (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубенштейн, П.Р. Чамата и др.). Под самооценкой принято понимать «осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим и самому себе». (Е.И. Савонько).

Самооценка – достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы самосознания, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а, следовательно, меняются и ее представления о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе. Все это и приводит к изменению содержания, способа выработки самооценки и меры е участия в регуляции поведения личности.

Формируясь в раннем детстве, самооценка личности длительное время остается довольно пластичной, что позволяет создать некоторые условия для ее изменения в случае нарушения адекватности и позитивности. Особая роль в развитии самооценки ребенка принадлежит переживаниям. Известно, что ребенок начинает считать себя заслуживающим уважения, признавать свою самоценность только тогда, когда окружающие соответственно, то есть с уважением относятся к нему. И, наоборот, когда ребенком постоянно пренебрегают или заостряют внимание на его недостатках, проступках, то ему не остается ничего другого, как считать себя не достойным уважения, никчемным и не способным ни к чему хорошему. Как только у ребенка сформировалась устойчивая самооценка, она имеет тенденцию к самоподкреплению, независимо от того, каков ее характер. Причем уровень самооценки человека определяется не столько тем, что он заявляет о себе публично или искренне думает о себе, сколько тем, каким образом он действует по отношению к самому себе. Формирование адекватной самооценки – реалистического, устойчиво положительного и непосредственно связано с проблемами воспитания, обучения и развития.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Особенности организации уроков по изучению лирики в 5 - 8 классах
Для эффективного изучения лирики в школе необходима определенная методическая система подготовки учащихся к восприятию, пониманию и интерпретации лирического произведения. С этой целью методика уроков по изучению лирики должна опираться на ряд условий, принципиально важных для реализации предлагаем ...

Колыбельные как средство воспитания ребенка раннего возраста
Название колыбельных песен идет от слова «колыбать», что означает колыхать, колебать, приводить в движение, качать, зыбать. Неслучайно и детскую кровать-качалку зовут колыбель, зыбка. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать, но зафиксированы случаи исполнения ее четыр ...

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
Лемма. Если векторы и коллинеарны и 0, то существует такое число k, что =k. Пусть и - два данных вектора. Если вектор представлен в виде =x+y, где x и y - некоторые числа, то говорят, что вектор разложен по вектора и . Теорема. Любой вектор можно разложить по двум данным неколлинеарным векторам, пр ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru