Одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека, по мнению многих отечественных и зарубежных психологов, является самосознание, центральным компонентом которого выступает самооценка. Она обуславливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Именно самооценка, по утверждению многих исследователей (Р. Бернс, И.С. Кон, А.И. Липкина, А. Маслоу и др.), существенным образом влияет на эффективность деятельности человека и степень выраженности у него стремления к личностному росту.
Самооценка, являясь специфическим образованием в структуре самосознания личности, представляет собой направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности, обладающей комплексом функций, среди которых наиболее существенной является функция регулирования отношения человека с социумом при сохранении собственной самобытности. (О.А. Белобрыкина, 2003).
Впервые к изучению самооценки и выявлению проблем, связанных с этим психологическим образованием личности, обратились зарубежные исследователи – А. Бандура, У. Джеймс, С. Куперсмит (1967), М. Розенберг и др. Так, исследования С. Куперсмита позволили ему первоначально выделить пять форм проявления самооценки (низкая, средняя, соответствующая, высокая, очень высокая), на основе которых им осуществлялась классификация испытуемых на различные подгруппы. В дальнейшем ученый ограничился использованием только трех форм самооценки: низкой, средней и высокой. При этом под самооценкой он понимал присущее индивиду чувство собственной ценности, выражающееся в реакциях самого индивида на окружающее. Изучая степень влияния различных факторов на генезис самооценки ребенка С. Куперсмит к наиболее значимым факторам относил: стиль воспитания и поведения родителей, порядок рождения детей в семье, характер отношений ребенка со сверстниками, степень принадлежности к определенной этнической группе.
Особое внимание он уделял проблеме восприятия родителями своего ребенка и самих себя и выделил следующую закономерность: уровень самооценки детей напрямую зависит от уровня самооценки родителей.
Огромную, по своей сути и значимости, работу по систематизации достижений западной науки в области изучения самосознания личности, проделал Роберт Бернс (1986 г.). Самооценка им рассматривается как основная структурная единица, составляющая целостность «Я-концепции», содержание которой исследователь относит к одному из важнейших результатов социализации, оказывающего непосредственное влияние на реакции человека в повседневной жизни. Наиболее значимыми, в целях понимания психологической сущности самооценки, Р. Бернс считал три момента:
§ степень сопоставления образа реального «Я» с образом идеального «Я».
§ уровень интериоризации социальных реакций на данного индивида через призму его идентичности.
§ собственно субъективность самооценки как показателя уровня сформированности.
Р. Бернс со своей очевидностью в своих трудах показал, что генезис самооценки есть процесс динамичный.
В отечественной психологии самооценка рассматривается как одна из сторон самосознания личности, как продукт ее развития. (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубенштейн, П.Р. Чамата и др.). Под самооценкой принято понимать «осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим и самому себе». (Е.И. Савонько).
Самооценка – достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы самосознания, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а, следовательно, меняются и ее представления о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе. Все это и приводит к изменению содержания, способа выработки самооценки и меры е участия в регуляции поведения личности.
Формируясь в раннем детстве, самооценка личности длительное время остается довольно пластичной, что позволяет создать некоторые условия для ее изменения в случае нарушения адекватности и позитивности. Особая роль в развитии самооценки ребенка принадлежит переживаниям. Известно, что ребенок начинает считать себя заслуживающим уважения, признавать свою самоценность только тогда, когда окружающие соответственно, то есть с уважением относятся к нему. И, наоборот, когда ребенком постоянно пренебрегают или заостряют внимание на его недостатках, проступках, то ему не остается ничего другого, как считать себя не достойным уважения, никчемным и не способным ни к чему хорошему. Как только у ребенка сформировалась устойчивая самооценка, она имеет тенденцию к самоподкреплению, независимо от того, каков ее характер. Причем уровень самооценки человека определяется не столько тем, что он заявляет о себе публично или искренне думает о себе, сколько тем, каким образом он действует по отношению к самому себе. Формирование адекватной самооценки – реалистического, устойчиво положительного и непосредственно связано с проблемами воспитания, обучения и развития.
Информация о ообразовании:
Мотивы получения образования педагога-психолога
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мот ...
Структура и способы
построения обучения в первом классе по программе Л.В. Занкова
В экспериментальной системе Л.В. Занкова принята иная, чем в традиционном обучении, постановка задач. На первом месте - развитие учащихся как основа успешного усвоения знаний и навыков. Ведущие организационные формы те же, что и в традиционной системе, но более гибкие, динамичные. Это иной тип обуч ...
Активизация речевого подражания
Ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми — потребность подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Поэтому учителю-логопеду необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторят ...